Режиссер:
Питер Хайамс. Сценарий Питер Хаймс по роману Артура Кларка 2010: Одиссея 2, оператор Питер Хаймс, Копозитор Дэвид Шайэр, монтаж Миа Голдман, Джеймс Митчелл, продюсер Питер Хаймс.
В главных ролях: Рой Шейдер. В ролях: Савелий Крамаров, Джон Литгоу, Хелен Миррен, Боб Балабан, Кейр Дуллиа, Дуглас Рэйн, Элайя Баскин, Олег Рудник, Кэндис Берген и др..
Награды:
1985 — лучшая экранизация — Хьюго Кроме того, номинировался на пять Оскаров — за работу художника (Альберт Бреннер, Рик Симпсон), костюмера (Патрисия Норрис), гримера (Майкл Уэстмор), спецэффекты (Ричард Эдлунд, Нил Крепела, Джордж Дженсон, Марк Стетсон) и звук (Майкл Коут, Арон Рочин, Карлос Делориос, Джин Кантамесса).
Интересные факты о фильме:
Это сиквел, как мы тут на Экранке шутя называем продолжения, фильма Стэнли Кубрика "Космическая одиссея 2001".
Более того, Кубрик после съемок "Космической одиссеи 2001" уничтожил модель космического корабля, для того, чтобы не было никаких римейков, однако бригада Питера Хаймса все восстановила по картинкам и кадрам из фильма.
Персонаж Хелен Миррен по фамилии Кибрук — это Кубрик наоборот. Это очень русская фамилия. Хелен Миррен всегда играет русских потому, что у нее русские корни.
В фильме имеется камео: Артур Си Кларк, царство ему небесное, сидит на площади перед Белым Домом и кормит голубей.
В фильме имеется и двойное камео: фото Стэнли Кубрика выдается на обложке журнала "Тайм" за фото генерального секретаря СССР, а фото Артура Си Кларка (царство ему небесное) — за фото президента США.
Сначала саундтрек написал Тони Бэнкс из "Genesis", но его отчего-то турнули из проекта.
Известны, если кому вдруг интересно, дельфины, принадлежащие д-ру Флойду — их зовут Капитан Хруст и Лелани. К тому же имеется и такой безумный факт: у Роя Шейдера, играющего д-ра Флойда, и на самом деле был дельфин. И еще в одном фильме он играл чувака, у которого тоже был дельфин. В общем, жизнь Роя Шейдера была неразрывно связана с дельфинами. Дельфины, дельфины, кругом одни дельфины!
Советская космическая станция называется Сергей Киров. Это тем более приятно, что пишущий эти строки автор "Экранки" родом из города Кирова.
Фамилия персонажа Савелия Крамарова — Руденко. Это тем более приятно, что у дописавшего эту строку автора "Экранки" такая же фамилия.
Эх, если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича!
"Космическая одиссея 2010" — фильм, находящийся в отношении дополнительной дистрибуции со своим приквелом (как мы тут на Экранке шутя называем фильмы, в которых рассказывается предыстория) "Космическая одиссея 2001". Будем эти фильмы для краткости называть "2010" и "2001" соответственно. Отношение дополнительной дистрибуции в данном случае означает, что там, где у одного фильма достоинства — у другого недостатки, и наоборот.
Так, некоторый недостаток экшена (как мы тут на Экранке шутя называем действие) в "2001" компенсируется некоторым его переизбытком в "2010". Переизбыток и недостаток рассматривается здесь не в абсолютном значении, а в относительном, на единицу экранного времени. В "2001" действие как бы наляпано бледными мазками по всему холсту, а в "2010" чуть более яркими размазано по фильму более равномерно.
С другой стороны, в "2010" совсем нет того, чем славен "2001": продуманности деталей, красоты космоса, потрясающих планов всего, что только можно снять. Характеры режиссеру замечательным образом удалось сделать плоскими и одномерными. Тот же доктор Флойд в "2001", имея гораздо меньше экранного времени, чем во втором, парадоксально богаче и интереснее доктора Флойда, мелькающего на заднем и переднем плане весь "2010".
Интересно сравнить развитие мира за девять лет: с 2001 по 2010 год. Что мы имеем: 1) Суперкомпьютер остался той же серии (9000), только сменил пол и имя (HAL на SAL). Учитывая, что к 2001-му году ему уже было 4 или 9 лет (в романе и фильме соответственно), можно констатировать плачевное положение дел в этой отрасли человеческого знания. 2) Оборудование на космических кораблях вообще стало каким-то убогим. Может быть, дело в том, что убогим оборудование всегда было на советских космических кораблях? А на американских оно всегда было нормальным? Зато, в любом случае, к 2010 г. на советских кораблях компьютеры обзавелись клавиатурой, напоминающей современную, но выглядящей крайне архаично и, скорее, забавно. 3) СССР и США перешли от сотрудничества к конфронтации и даже объявили друг другу войну! А в США негры вхожи к президенту! А госсекретарь — женщина! 4) Русские совсем потеряли грамотность и пишут "корауля" (в смысле, искажая не "карауля", а "корабля"). Рядом с дверью написано таинственное "ЧЕС". Говорят с акцентом, например так: "Пьятдэсьят". Некоторые, кстати, говорят без акцента, молодцы. А кое-кто так вообще русский, например, великолепный Савелий Крамаров. Зачем его взяли в космос с таким вечно удивленным еблом, остается непонятным. Вряд ли Кубрик позволил бы себе такое невнимание к деталям. 5) А, да. Космос-то! Поверхность Юпитера, похоже, была сделана так: взяли немного красной жидкости и взяли немного белой (или какой-то рыжей, что ли, в общем, какого-то мерзотного цвета) жидкости и смешали их слегка. Примерно похоже (по консистенции, а не по цветам) на смесь сиропа и растаявшего мороженого. При этом указанная масса постоянно меняла свои очертания. Думаю, слово "перистальтически" здесь подходит. Дугласа Трамбалла, делавшего спецэффекты для "2001", подозреваю, тошнило еще сильнее, чем меня.
В общем, "2010" — типичная развесистая клюква, неумело сделанная, с очевидным мессиджем, с неряшливой игрой актеров, плохо снятая, созданная с целью срубить бабки на хорошем фильме "2001". Но смотреть в какие-то (редкие) моменты было дико интересно, вернее, даже не смотреть, а ждать, чего там дальше-то произошло? То, чего не было в "2001", о чем и говорилось в начале рецензии.
Это все следствие того, что здесь роман Артура Кларка (царство ему небесное) сильнее фильма, а в "2001" было ровно наоборот. Отсюда и дополнительная дистрибуция.