ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Девичий источник / Jungfrukällan (1960)


Девичий источник
Средняя оценка: оценка: 5
1960. Швеция. 89 минут.
Жанр: драма / мистика / религиозный.

Режиссер: Ингмар Бергман.
Сценарий: Улла Исакссон,
Оператор: Свен Нюквист,
Композитор: Эрик Нордгрен.

В главных ролях: Макс фон Зюдов, Биргитта Валберг, Гуннел Линдблом, Биргитта Петтерссон.
В ролях: Аксель Дюберг, Тор Иседал, Аллан Эдваль, Ове Порат.

Награды:
"Оскар" — лучший иностранный фильм.
"Золотой глобус" — лучший иностранный фильм.
МКФ в Каннах — специальное упоминание.
Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, лучший иностранный режиссер..

Версия для печати

Владимир Гордеев: Одним махом четверых убивахом

Девичий источник оценка: 5

Лаконичный фильм Бергмана основан на скандинавской легенде XIV века. Отсюда его сюжетная простота и стройность. Однако, выдающаяся (не побоюсь этого слова) игра актеров наделяет схематичные образы жизнью, а любовь Бергмана к деталям придает полумифическому повествованию реалистичности.

В деревне живет зажиточная христианская семья. Карин — дочь Торе и Мареты, вся такая из себя беленькая, любящая весь мир и относящаяся к нему с доверием. У нее есть сестра Ингери, дочь Торе от первого брака. Она — язычница. И, соответственно, брюнетка. Ингере работает в доме служанкой, потому что вся родительская любовь распространяется на более близкую обоим родителям Карин. Это требуется для того, чтобы обосновать ненависть Ингери по отношению к Карин. Вот такая житейская диспозиция, хотя, в принципе, семейные отношения в фильме имеют совершенно второстепенное значение, поскольку фильм Бергмана сугубо мистичен. Фильм вообще начинается с предрассветного вознесения молитвы Одину — беременная неизвестно от кого Ингере что-то просит у сурового северного бога. А что она просит — выяснится позднее.

Проспавшая заутреню Карин отправляется в церковь — везет туда по наказу родителей свечи. С собой она берет Ингере. Перед въездом в лес зашуганная, "шипящая" Ингере отказывается продолжать путь, так как ей кажется, что в лесу случится что-то страшное.

Карин продолжает путь одна, встречает трех пастухов-оборванцев (это три брата: двое взрослых, один — ребенок лет 11). Карин начинает с ними разговаривать, потом преломляет с ними хлеб, а потом старшие братья насилуют ее и убивают ударом коряги по голове. За этой душераздирующей сценой Ингере наблюдает из-за кустов. Язычница в шоке.

Ночью пастухи случайно забредают в деревню, где просят приюта у Торе. Они не догадываются, что Карин — его дочь. Когда все садятся за стол, младший брат не может есть и даже смотреть на еду, его сразу начинает тошнить. А эти — ничего. Преломляют хлеб как ни в чем не бывало. Но допускают оплошность: один из братьев предлагает Марете купить одежду якобы их сестры, умершей недавно (по большому счету, трудно поверить в то, что сестра этих оборванцев могла одеваться так хорошо). Марета без труда узнает одежду, поскольку утром сама подавала дочери это платье.

Она сообщает обо всем мужу, и в это время из-под лестницы выползает Ингери. Она кается в убийстве Карин. Дескать, утром она просила Одина убить ее сестру, и тот исполнил ее просьбу.

Проигнорировав ее покаяние, Торе требует истопить баню и принести нож для забоя скота. Вместо того, чтобы традиционно сжечь врагов в бане, Торе моется и чистыми руками, на рассвете, закалывает старших братьев, а младшего швыряет в стену (тот умирает от удара).

Потом Ингере ведет всех в лес, и они находят на опушке труп Карин. Тогда Торе обращается к Богу примерно с такими словами: "Я не понимаю Тебя, Боже, зачем ты допустил убийство Карин и вынудил меня убить тех троих. Но я прошу у тебя прощения за свой поступок и обещаю возвести на этом месте каменный храм". В лесной тиши начинают петь птицы, а в земле возле тела Карин пробуждается родник. Ингере запускает в источник руки, умывает лицо и впервые за весь фильм счастливо, блаженно улыбается. Конец.

Под обманчивой внешней простотой фильма кроется двусмысленное, неоднозначное содержание. Если рассматривать фильм с христианской точки зрения, то Бог сделал безупречный ход. Бог несправедлив, поскольку допускает насилие над невинным агнцом Карин, но в то же время милостив. Карин сразу попадает к Богу в статусе мученицы. То есть, обретает спасение. Спасение обретает и подросток, которого Торе шваркнул об стенку (его смерть точно такая же мученическая, как и смерть Карин. Символично и то, что оба погибают от удара). Можно догадаться, что ничего хорошего из этого мальчика не выросло бы. Якшаясь с такой мразью, как его братья, он бы сам превратился в мразь (старшим братьям на земле делать нечего, — они вышли из детского возраста и просто неспособны к раскаянию. Единственный здесь выход — избавить их от дальнейшего греховодства). Также в выигрыше остается Ингере, которая прикасается к божественной благодати и прозревает. Ну и, наконец, создание храма (именно каменного, поскольку в окрестностях все церквы сделаны из дерева) привлечет множество людей и поспособствует их спасению, а искреннее покаяние Торе спасет его лично от геенны огненной. "Девичий источник" — это масштабная "спасательная операция", ловко провернутая господом Богом.

Зритель, далекий от религии, воспримет фильм по другому, чисто умозрительно. С формальной точки зрения очевидно, что христианский господь Бог оставил Одина в дураках (это видно уже по композиции фильма: букву "А" говорит языческий бог, букву "Б" говорит Христос, и он же ставит точку). Именно поэтому фильм не только поучителен в качестве христианской притчи о неисповедимости путей господних и его милостивости, но и любопытен с точки зрения религиозного противостояния: ведь легенда была создана тогда, когда бастионы язычества окончательно пали под напором христианского прозелитизма. Ингери — темная, забитая, недовольная, она символизирует собой язычество — древнюю, изжившую себя, покрытую плесенью, побежденную религию. Короче, второй сорт. И потому Ингери метет веником пол, а Один разыгрывает примитивные шахматные комбинации, думая лишь на ход вперед.

Девичий источник (1969)Но мне представляется очень важной короткая сцена покаяния Ингери перед Торе, где она чисто по-человечески кается в совершенном преступлении. Язычница Ингери кается именно перед человеком, а не перед христианским Богом, поскольку не верит в Христа. Точно так же христианин Торе не верит в Одина и, соответственно, не верит, что Ингери убила Карин силой своей молитвы. Происходит не то, что столкновение, а прохождение языческого мира и христианского сквозь друг друга, незаметное для обеих сторон. Но две разные парадигмы имеют одну общую точку соприкосновения, — этой точкой является возмездие. Ингере мстит за несправедливое отношение к себе со стороны родителей, а Торе мстит за убитую дочь. Природа мести — человеческая, а не божественная. Богу не свойственна мстительность, но он использует человеческую мстительность в борьбе за человеческое же спасение. Для нерелигиозного же зрителя, одинаково не верящего ни в Одина, ни в Христа, ни в Спасение, фильм покажется историей о противодействии двух богов. Каков итог противостояния? Христианский бог не только надул Одина, но надул всех действующих лиц с единственной целью: возвести себе новый храм. И такая трактовка скучновата, не правда ли?

(30.04.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: