Режиссер:
Игорь Каленов. Сценарий: Владимир Вардунас, Продюсеры: Продюсер: Рустам Ибрагимбеков, Игорь Калёнов.
В главных ролях: Антон Пампушный, Светлана Башмакова, Игорь Ботвин. В ролях: Богдан Ступка, Юлия Галкина, Сергей Лысов, Александр Орлов.
Интересные факты о фильме:
"Я понимаю, что сравнений с гениальной картиной "Александр Невский" Сергея Эйзенштейна нам не избежать. Но мы сняли другое кино. Не плакат и не эпос, а историю о мальчике, который вступает во взрослую жизнь и учится жить по правилам, которые диктует политика", — Игорь Каленов, продюсер и режиссер картины.
Фильм снимался в Выборгском районе Ленобласти.
Конь, на котором ездил Александр, пришел в Новгород из более поздней эпохи, — в 98 году на нем ездил российский государь в исполнении Никиты Михалкова ("Сибирский цирюльник").Версия для печати
Неделю назад я спросил у коллег: кто-нибудь смотрел "Александра"? Почти все промолчали, только Дима Савочкин пробормотал, что лично у него не вызывает доверия фильм, снятый ролевиками-пиротехниками. Когда я узнал, что в фильме действительно снимались ролевики, то решил, что это будет крутое шоу. Скачал экранку и посмотрел.
А до просмотра, кстати, прочитал в интернете массу негативных отзывов. Картина Игоря Каленова вызвала просто какой-то всенародный гнев.
Меня фильм не прогневал. И даже не вызвал раздражения. Смертную скуку — да, но не раздражение. Понятно, что в "Александре" жестко подавлена авторская индивидуальность (может быть, у Каленова вообще отсутствует свой стиль), но зато ориентиром избран не Голливуд, а студия им.Двженко или, скорее, студия юношеских фильмов им.Максима Горького. Коротко говоря, у Каленова получилось реально олдскульное кино, в лучших традициях исторических драм, снимаемых в СССР в 80-х годах. Чем больше масштаб исторической личности, — тем меньше бюджет и меньше режиссерских амбиций.
Кроме того, в фильме присутствует выверенная идеология: бояре, которые готовы продать Родину, — враги; молодой князь сражается не только за суверенитет, но и за веру предков; запад — недружелюбен, друзей надо искать на востоке. То есть, черно-белое кино, опять же, в лучших советских традициях. "Мы не хотели снимать плакат", — сообщил прессе режиссер. Верно, плаката и не получилось. Так, плакатик, причем довольно аляповатый.
Для целостности не хватило пленки шосткинского производства "Свема" и двухканального звука (впрочем, экранка, которую я скачал, компенсировала эти недочеты).
P.S. Первым продюсерским проектом Игоря Каленова стал перфоманс Сергея Курехина, Бориса Гребенщикова и Сергея Дебижева "Два капитана 2". Это кажется совершенно невероятным. Впору подпереть голову рукой и задуматься над тем, "как быстро бегут года" и "как циклично время". Через 15 лет после постмодернистских игрищ в моду вернулась пресная традиционность.