Продюсер Фрэнк Маршалл доложил, что фильм снимался так же, как предыдущие, — с большим количеством каскадеров и с минимумом компьютерной графики. Кроме того, Спилберг отказался использовать цифровые технологии для съемок, которыми не без успеха пользовался его друг и деловой партнер Джордж Лукас.
В апреле 2004 года проект был отложен в очередной раз, потому что Спилбергу не понравился сценарий Фрэнка Дарабонта, а особенно сюжетная линия с братом Индианы Джонса (предполагалось, что брата сыграет Кевин Костнер).
Предыдущие три серии снимал оператор Дуглас Слокомб. Поскольку сейчас ему 95 лет, и он снимать, естественно, уже ничего не может, Спилберг заставил Януша Каминского, с которым работает, начиная со "Списка Шиндлера", пересмотреть по сотне раз каждую серию "Индианы Джонса" и добиться идентичного стиля картинки.
За каскадерские трюки в первых трех фильмах отвечал Вик Армстронг, но поскольку в 2007 году он был занят на съемках третьей "Мумии", Спилберг взял на работу Дэна Брэдли. Впрочем, с Армстронгом Стивен пересекался во время съемок "Войны миров", и тогда они успели разработать три важные экшн-сцены.
Шону Коннери предложили роль-камео, но шотландец отказался. Спилберг подумал и решил, что это к лучшему.
В этом фильме не снимался Пэт Роуч, хотя присутствовал во всех трех фильмах. Актер в 2004 году умер от рака горла.
Чтобы быть в форме и самому выполнять трюки, 64-летний Харрисон Форд постоянно торчал в спортзале и сидел на рыбно-овощной диете. Актер надеется, что сумеет сыграть во всех пяти сериях Индианы Джонса (раньше планировалось, что все они будут сняты в течение 80-х годов). Позже Спилберг заявил, что впечатлен героизмом Форда и не видит разницы между его героем образца 1989 и 2008 годов.
Джордж Лукас вынашивал идею хрустальных черепов, начиная с "Хроник молодого Индианы Джонса" (1992).
Спилберг задумался о четвертой части "Индианы Джонса" в 2000-м году, — когда его сын спросил: папа, когда ты вернешься к приключениям д-ра Джонса?
Спилберг называет этот фильм "сладким десертом для тех, кто наелся горьких трав, на которых я настаивал "Мюнхен".
Спилберг уважительно отнесся к стране советов: Кейт Бланшетт, сыгравшая украинку с востока бывшей республики СССР, превосходит Индиану Джонса в отваге. Мало того, что фемина, так еще и в НЛО запрыгнула в финале фильма, хотя сам Джонс на это не отважился. Кроме того, режиссер осудил маккартистскую "охоту на ведьм" и вообще показал себя прогрессивным, здравомыслящим капиталистом! Еще одна важная заслуга режиссера заключается в том, что он не стал утверждать, будто бы Украина граничит с Голландией.
Теперь, если оставить за бортом иронию, хочется сказать, что работа над фильмом была проделана грандиозная. Оператор Януш Каминский, принужденный снимать фильм в манере Дугласа Слокомба, справился с задачей не то, чтобы на отлично, но и превзошел старого мастера. Ведь чем привлекателен сериал про Индиану Джонса? Тем, что в нем много света, солнца! Это наблюдается в каждом фильме, разве что в "Храме Судьбы" — чуть меньше. А в "Черепе" света дохуя — даже Ридли Скотт может позавидовать.
Начало "Хрустального черепа" получилось вообще ударным. Стилистика комикса + "американа". А Шайя ЛаБаф изображает Джеймса Дина. А Харрисон Форд прячется в холодильнике во время ядерного взрыва! Просто супер :)
Потом постепенно драйв спадает. Это во многом связано с появлением Карен Аллен, сыгравшей в "Искателях потерянного ковчега" пассию Джонса. Забавных моментов много — но всё уже не то, фильм переходит в категорию типичного "семейного кино". В результате получается очень современная, прикольная картина, типичный образец эпохи постпостмодерна, но чувствуется некоторая усталость. Думаю, что пятый фильм получится довольно слабым, если вообще будет снят. Просто потому, что у ЛаБафа меньше харизмы, чем у Форда, а ведь Стивен Спилберг не забывает упоминать в интервью, что без Форда фильм был бы ничем…
P.S. Ученые утверждают, что пока что "хрустальные черепа" в природе не существуют.
Признаться, сам по себе проект этого фильма от начала до конца представляет собой аферу, и от этого только приятнее его смотреть. Во-первых, Харрисон Форд, конечно, существенно постарел, и приключения Индианы Джонса теперь — дом престарелых на прогулке. Форд, конечно, в хорошей форме, но шуток типа "Сколько тебе лет? Восемьдесят?" ему уже не избежать. Во-вторых, для него теперь куда сложнее подобрать глобального противника. После победы над фашизмом в мире не осталось злобных и могущественных мистиков. И главный враг США в борьбе за мировое господство — Советский Союз — никак не мог быть главным врагом Индианы Джонса. Ведь Советский Союз был атеистической страной, и никаких спецподразделений, вроде того, что искало для Гитлера ковчеги и копья судьбы, в СССР никогда не было. Ну и, в-третьих, само кино за прошедшие двадцать лет существенно эволюционировало: на дворе эпоха CGI, и тотального неверия в древние артефакты.
И чрезвычайно меня радует тот факт, что ни Спилберг, ни Лукас на стали забивать себе голову всем тем, о чём я только что написал, а просто оттянулись на полную, как в старые добрые времена.
Итак, на дворе 1957-ой год. По Америке шастают агенты советских спецслужб, возглавляемые украинкой Ириной Спалько (забавно, у нас в компании год назад работала девушка по имени Ирина Безпалько). И лишь один Индиана Джонс с молодым, но бодрым пацаном в исполнении Шии ЛаБёфа, может вступить с ними в схватку, и выйти победителем, не смотря на возраст, предательство близкого друга, и семейные разборки в лучших традициях "мистера и миссис Смит". Ведь Джонсу всё нипочём: он бодро прыгает с машины на машину, сражается в невидимыми дикарями, стреляет из автомата, и выживет, даже оказавшись в эпицентре ядерного взрыва. Вот такой он парень!
Отдельно хочется сказать о дубляже. Мне жаль россиян, которые по старинке вынуждены смотреть русских громил в американских фильмах, говорящих на том же языке, что и все остальные персонажи. То ли дело украинский дубляж! Американцы разговаривают на украинском. Все остальные народности — на плохом украинском с сильным акцентом. И только москали бойко шпарят на москальском, иногда — с хохляцким акцентом. Кстати, братья-россияне, кто смотрел в русском дубляже — Джонс у вас там в начале фильма тоже демонстрировал чудеса познания в акцентах русского языка? Или это наши переводчики прикололись (с них станется)?
Добротная, нескучная и... хотел написать "неглупая картина", но осёкся, вспомнив про ядерный взрыв. Ну, значит, просто: добротная и нескучная картина. Много красивых драчек и трюков, обилие действительно смешных и ненавязчивых гэгов, классическая, олдскульная режиссура. Короче, два часа отличного развлечения. Если не забивать себе голову возможными последствиями ядерного взрыва :-).
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Индиана Джонс и Королевство xрустального черепа", или что бы сказал на это президент Форд?
По слухам, российские граждане, присутствовавшие на премьере "Хрустального черепа" (что в Канне, что в "КАРО-фильм"), корчили рожи: мол, Индиану Джонса так часто цитировали, что этот фильм выглядит вторичностью вторичного, хоть и вызывает некоторую ностальгию. По-моему, такая оценка — отличная характеристика качества наших т.н. селебрити вообще: бездуховность, бестактность и бездна глупости в прорве самолюбования. Конечно, чтобы до этой глубокой мысли дойти, мне понадобилось самой посмотреть фильм. На мой взгляд, он состоит из фишек, свойственных исключительно эпосу про Индиану Джонса. Кто видел такого Форда в других фильмах? Кто слышал где-то подобные шуточки? Где еще вы замечали, чтобы сумбурный и занудный при пересказе сюжет так чётко и задорно выглядел на экране? В жопу всякую критику, считаю я. Хрустальный череп — очень достойное продолжение индиады. В нем как-то особенно отчетливо показан тот восторженный и тревожный ветер перемен, который всегда вносит Джонса в повествование из ниоткуда, мчит сквозь и уносит потом в никуда, что делает его похожим на Мэри Поппинс (это сравнение, кстати, приходится как нельзя кстати: ведь в этом фильме Джонсу придется заняться воспитанием неразумного дитяти). Очень обрадовало то обстоятельство, что из старенького Форда не сделали гримированное чучело молодого человека, напротив, ясно сообщили — Инди уже не тот, он сгорбился и немного устал, но как ни крути, а есть в нем что-то, над чем не властно время (скептическая ухмылка на роже, бездонные знания и исключительная витальность). Столь же грамотно решен вопрос о женщинах. Никаких молодых сильно пьющих красоток, ведь это вам не Джеймс Бонд. Индиана встречает свою старую любовь, брошенную семнадцать лет назад перед алтарем ради очередной археологической авантюры. Это обаятельная тетечка приятного маминого возраста, похожая на мебель (попа ящичком, ножки тумбочкой, бочочки комодиком — но дай Бог вам, девочки, так выглядеть, если удастся дожить до указанных лет). Она хулиганит наравне с Джонсом, отлично скандалит и удивительно улыбается всеми своими веснушками. Старость героев — комплимент верным зрителям: когда мы пришли в кино (суббота, 10:15 утра), вопреки ожиданиям зал был забит, и забит взрослыми людьми, пришедшими уж явно никак не по случаю дешевизны билетов.
Появление Кейт Бланшетт в роли любимицы Сталина, хохлухи Спалко, покоробило бы меня, если бы накануне мне не попалась в руки статья, где сообщалось об удивительной способности этой актрисы воспроизводить различные акценты, диалекты и языки. Возможно, знай я английский в божественном совершенстве, я бы оценила украинский акцент Кейт, а так пришлось довериться дублерам: "До побачэння, Индиану".
Что бы не писали разъедаемые кипящей желчью дети в своих рецензиях на всяких говносайтах, все их претензии к качеству диалогов я воспринимаю как признание в тотальной глухоте. Я, напротив, очень радовалась. Вот например: после битвы в гробнице с живыми мертвецами, где Индиана предъявляет свои исключительные навыки, юнец, его спутник, встает из пыли, отряхивается и пищит снизу вверх: "Ты же говорил, ты препод!" "На полставки!" — рявкает Индиана, окруженный золотистым сиянием. Или вот. Джонс спрашивает собравшегося увольняться коллегу, как отнеслась к этому его жена. "Как настоящая женщина. У нее на лице была смесь гордости и паники", сообщает тот. Сцена признания сына — просто апофеоз мужской беспомощности в понимании отцами детских чаяний, очень смешно. В общем, имеющий уши да услышит.
Что до самого сюжета, о нем уже наверняка написали все мои коллеги, да так, что не осталось ни одного белого пятна. Фильм рекомендуется дружеским компаниям за 30 перед отъездом на пикник.