ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Цена риска / Le Prix du danger (1983)


Цена риска
Средняя оценка: оценка: 3.5
1983. Франция. 100 минут.
Жанр: фантастика.

Режиссер: Ив Буассе.
Сценарий: Жан Кюртелен, Ив Буассе (по рассказу Роберта Шекли "Премия за риск"),
Оператор: Пьер-Вильям Гленн,
Композитор: Владимир Косма.

В главных ролях: Жерар Ланвен, Мишель Пикколи.
В ролях: Мари-Франс Пизье, Бруно Кремер, Андреа Феррел.

Версия для печати

Владимир Гордеев: Зачем рисковать Франсуа?

Цена риска оценка: 3.5

В детстве я обожал научную фантастику. Моим любимым автором был Роберт Шекли. В первом сборнике Шекли, который попал мне в руки, самым занимательным рассказом оказалась "Премия за риск". Рассказ был написан в 1958 году, Ив Буассе снял по нему фильм в 1983, а идея не утратила актуальности и сейчас.

Жерар Ланвен играет молодого парня Франсуа, который решил принять участие в телевизионном реалити-шоу "Цена риска". Цена вполне определенная — миллион долларов. Чтобы получить премию, требуется сохранить свою жизнь на протяжении определенного количества времени. Команда из пяти человек, таких же обычных людей с улицы, как и Франсуа, отобранных для телешоу, попытаются убить Жертву до истечения срока. Охотники хорошо вооружены и работают в команде. Жертва может рассчитывать только на свою ловкость и помощь "добрых самаритян", которыми может стать любой телезритель.

Интересно, что реалити-шоу "Цена риска" существует при поддержке государства. Зрители питается острыми ощущениями, и, по статистике, во время этого "ужасного шоу" снижается уровень преступности, а в частности уменьшается количество убийств. Создание же такой программы стало возможно благодаря новому пункту в строке закона, гласящему, что каждый человек имеет право на самоубийство. И действительно, ведь никому в голову не придет прописать данный пункт в Конституции, поскольку с самоубийцы взятки гладки, — мертвец не может быть осужден и наказан. Но если охватить законом не только жизнь гражданина, но и толику его посмертия, то открываются широкие перспективы. Особенно если внести в пункт поправку, что самоубийца может делегировать исполнение своего решения другим лицам.

Привлекательность такого сюжета строится из двух составляющих.

Во-первых, осуждая аморальность как создателей шоу, так и телеаудитории, породившей спрос на это шоу, мы являемся почти такой же аудиторией. Нам только дается некоторое облагораживающее преимущество. Мы знаем, для чего снят фильм и знаем кое-что, что неизвестно зрителю, проживающему внутри кадра. Нам известен механизм, подноготная телешоу, люди, которые его создают. Кроме того, мы знаем, что телешоу "Цена риска" — это всего лишь выдуманный кинематографистами механизм. Это обстоятельство дает нам возможность как протащиться от безнравственного шоу, так и остаться "чистенькими".

Во-вторых, худо-бедно срабатывает старый добрый фокус "Алисы в стране чудес". Если наблюдаешь за какой-то выдуманной реальностью, а внутри этой реальности существует еще одна выдуманная реальность, — в данном случае, этой реальностью номер 2 является телевизионное шоу, — то выдуманная реальность номер 1 начинает плотно сливаться с реальностью номер 0, т.е. с реальностью настоящей. В результате смотришь кинофильм как в детстве, искренне сочувствуя герою и не всегда сознавая, что его играет актер и получает за это деньги, возможно, даже немаленькие. Вложенные реальности заставляют сознание отрываться от действительности и в таком случае становится затруднительно воскликнуть этак запросто: "вы всего навсего колода карт!"

Подобные ощущения возникают у зрителя в финале фильма "Шоу Трумэна", когда Трумэн доплывает до горизонта и обнаруживает в небе дверь. Он поднимается по лестнице, открывает дверь и уходит в якобы реальный мир. На самом деле, конечно, он оказывается всего лишь в съемочном павильоне компании "Уорнер бразерз". Еще через несколько минут при помощи гримеров он окончательно растеряет атрибуты личности Трумэна и превратится в Джима Керри, как будто Трумэна никогда и не существовало… Возникает закономерный вопрос: стоило ли Трумэну идти к горизонту?

Итак, стоит ли Франсуа рисковать головой, если миллиона он все равно не получит?

(02.06.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: