Режиссер:
Ив Буассе. Сценарий: Жан Кюртелен, Ив Буассе (по рассказу Роберта Шекли "Премия за риск"), Оператор: Пьер-Вильям Гленн, Композитор: Владимир Косма.
В главных ролях: Жерар Ланвен, Мишель Пикколи. В ролях: Мари-Франс Пизье, Бруно Кремер, Андреа Феррел.
В детстве я обожал научную фантастику. Моим любимым автором был Роберт Шекли. В первом сборнике Шекли, который попал мне в руки, самым занимательным рассказом оказалась "Премия за риск". Рассказ был написан в 1958 году, Ив Буассе снял по нему фильм в 1983, а идея не утратила актуальности и сейчас.
Жерар Ланвен играет молодого парня Франсуа, который решил принять участие в телевизионном реалити-шоу "Цена риска". Цена вполне определенная — миллион долларов. Чтобы получить премию, требуется сохранить свою жизнь на протяжении определенного количества времени. Команда из пяти человек, таких же обычных людей с улицы, как и Франсуа, отобранных для телешоу, попытаются убить Жертву до истечения срока. Охотники хорошо вооружены и работают в команде. Жертва может рассчитывать только на свою ловкость и помощь "добрых самаритян", которыми может стать любой телезритель.
Интересно, что реалити-шоу "Цена риска" существует при поддержке государства. Зрители питается острыми ощущениями, и, по статистике, во время этого "ужасного шоу" снижается уровень преступности, а в частности уменьшается количество убийств. Создание же такой программы стало возможно благодаря новому пункту в строке закона, гласящему, что каждый человек имеет право на самоубийство. И действительно, ведь никому в голову не придет прописать данный пункт в Конституции, поскольку с самоубийцы взятки гладки, — мертвец не может быть осужден и наказан. Но если охватить законом не только жизнь гражданина, но и толику его посмертия, то открываются широкие перспективы. Особенно если внести в пункт поправку, что самоубийца может делегировать исполнение своего решения другим лицам.
Привлекательность такого сюжета строится из двух составляющих.
Во-первых, осуждая аморальность как создателей шоу, так и телеаудитории, породившей спрос на это шоу, мы являемся почти такой же аудиторией. Нам только дается некоторое облагораживающее преимущество. Мы знаем, для чего снят фильм и знаем кое-что, что неизвестно зрителю, проживающему внутри кадра. Нам известен механизм, подноготная телешоу, люди, которые его создают. Кроме того, мы знаем, что телешоу "Цена риска" — это всего лишь выдуманный кинематографистами механизм. Это обстоятельство дает нам возможность как протащиться от безнравственного шоу, так и остаться "чистенькими".
Во-вторых, худо-бедно срабатывает старый добрый фокус "Алисы в стране чудес". Если наблюдаешь за какой-то выдуманной реальностью, а внутри этой реальности существует еще одна выдуманная реальность, — в данном случае, этой реальностью номер 2 является телевизионное шоу, — то выдуманная реальность номер 1 начинает плотно сливаться с реальностью номер 0, т.е. с реальностью настоящей. В результате смотришь кинофильм как в детстве, искренне сочувствуя герою и не всегда сознавая, что его играет актер и получает за это деньги, возможно, даже немаленькие. Вложенные реальности заставляют сознание отрываться от действительности и в таком случае становится затруднительно воскликнуть этак запросто: "вы всего навсего колода карт!"
Подобные ощущения возникают у зрителя в финале фильма "Шоу Трумэна", когда Трумэн доплывает до горизонта и обнаруживает в небе дверь. Он поднимается по лестнице, открывает дверь и уходит в якобы реальный мир. На самом деле, конечно, он оказывается всего лишь в съемочном павильоне компании "Уорнер бразерз". Еще через несколько минут при помощи гримеров он окончательно растеряет атрибуты личности Трумэна и превратится в Джима Керри, как будто Трумэна никогда и не существовало… Возникает закономерный вопрос: стоило ли Трумэну идти к горизонту?
Итак, стоит ли Франсуа рисковать головой, если миллиона он все равно не получит?