Режиссер:
Рассел Малкэхи. Сценарий: Грегори Уайден, Питер Беллвуд, Ларри Фергюсон, Дэвид Ли Генри, Оператор: Джерри Фишер, Композитор: "Queen", Майкл Камен, Продюсер: Питер Э.Дэвис.
"Горец" — культовый фильм. История о бессмертном парне, которого можно убить, только отрубив ему голову (причем это сделать может только другой бессмертный парень, а простой смертный парень о такой возможности даже и не подозревает), — что может быть бредовее? Статус культового кино, прочно приобретенный "Горцем", выглядит тем более загадкой, учитывая крайне низкие кассовые сборы фильма (не говоря уже о провале в прокате "Горца 2").
Почему все-таки "Горец" выжил, преобразовавшись даже в популярный телесериал?
Во-первых, потому что Горец бессмертен. Если в сюжете есть бессмертный герой, то он кладет печать бессмертия и на само произведение. Не верите? Почитайте Гомера, почитайте Данте, почитайте Библию, в конце концов! И тогда вы заметите, что в моей шутке есть только доля шутки. Смертный зритель, наблюдая за бессмертным героем, будет подсознательно желать ему смерти, но если в бессмертном герое отыщется уязвимое место, то зритель, напротив, будет "болеть" за него и тревожиться, как бы нелепая случайность не оборвала его вечную жизнь.
Вторая причина — возможно, основополагающая (указанную мною первую причину можете действительно считать шуткой…) — музыка рок-группы "Queen". Баллада "Who wants to live forever", отдающая холодом и дыханием бездонного космического пространства, замедляет и без того неторопливое действие, заставляя нас, зрителей, погрузиться в лирическое небытие. Такой обескураживающей лирики в фильме вообще хватает, но очень жаль, что еще одна чудесная медленная баллада, "One year of love", звучит лишь считанные секунды. Саундтрек, записанный "Queen", переводит фильм в другую плоскость, нежели заданную жанром, и потому сцены тривиальных поединков на мечах и поцелуйчики двух влюбленных молодых людей как-то облагораживаются, а сцены, отправляющие нас в различные временные эпохи, за счет той же музыки оказываются плотно связаны между собою. Даже в телесериале использовали песню "Queen" — разумеется, самую непопулярную, незаезженную, загнанную в углы горцевского микрокосма — "Princes of theUniverse". И даже в сериале, снятом почти через десять лет после записи альбома, она пришлась как нельзя кстати.
И вот же еще: в фильме есть простор для фантазии! Помните, с чего начинается знаменитая литературная эпопея Роджера Желязны "Хроники Амбера (Янтарные хроники)"? Человек просыпается на больничной койке в самом обычном городе, а потом оказывается, что это далеко не обычный человек. И вот только-только придя в себя, он садится в свой ситроен и моментально исчезает в хитросплетении улиц заштатного города эN… перемещаясь не только сквозь года, но и пространства. То же самое здесь: снулый молодой горец в исполнении Кристофера Ламберта не умирает на поле сражения 1400 какого-то года. Спустя сутки он воскресает, чтобы стать неторопливым инфантильным изгоем, на которого даже время не оказывает влияния. Только вот в отличие от героя/изгоя Желязны он не знает толком, ради чего должен сражаться… ему говорят (а он потом объясняет своим женщинам), что ради какой-то Награды. Впоследствии, держа на руках умирающую от старости жену, он не понимает, что же это, черт возьми, за награда! Но после похорон бьется с противниками уже не ради награды, а ради своей жизни, следуя инстинкту самосохранения.
И вот в этой инфальтильности видна эпоха восьмидесятых. Помимо вечной инфальтильности и мутного взгляда главного героя, эпоха отражена в мельканьи неоновой рекламы, в шуме люминесцентной толпы, неоновых улиц, залов, квартир. Чувство своей потерянности в толпе образца ХХ века главный герой гасит за счет рефлексивных и "чиста конкретных" поединков с другими горцами, которые вовсе не горцы, но точно так же бессмертны, как и он, и точно так же тупо бьются за награду, потому что, по правилам фильма, "остаться должен один".
Естественно, что при таком раскладе герой Кристофера Ламберта должен умереть, но он как раз напротив побеждает...
Судя по тому, что награда его выглядит чрезвычайно сомнительно, сценарист фильма притащил своего героя за шкирку в тупик… Что ж, довольно логично в рамках этого причудливого, неопределенного фильма, четко следующему законам голливудского жанра, но уморно нарушающему его на каждом шагу: следы как будто равномерны, но то ли уже, чем полагается, то ли длиннее, то ли вообще "сантиметр" сломался.