Вместе с героями без страха и упрека, в синем трико или с пистолетом и полицейским значком, у мира давно появились и другие герои. Пронырливые менеджеры, рекламщики, способные заставить купить горы ненужных вещей, удачливые торговцы оружием и адвокаты, блистательно защищающие заведомо виновных. Изворотливость, применение разума исключительно в качестве инструмента, не сдерживаемого моральными факторами, — вот что их отличает. Ради достижения цели они способны на все, причем делают это эффектно и с размахом. Не чистая ложь, но и не совсем правда. Одним из людей, постоянно оттачивающих свое ораторское мастерство, является Ник Нейлор. Его задача — защищать интересы табачных компаний. И именно за его искрометными похождениями и предлагается наблюдать в "Здесь курят", снятом по именитому роману Кристофера Бакли.
Бакли — брат-близнец Бегбедера с его йогуртовой эпопеей "99 франков", в которой главный рекламщик утверждал, что постулат Геббельса о повторении прекрасно применим и сейчас, а Ник Нейлор — брат-близнец Юрия Орлова из "Оружейного барона", виртуозного мастера по обману и продаже оружия. Если ранее такие герои терпели крах и оставались у разбитого корыта, то теперь вся жизнь принадлежит им. Они ей правят и чувствуют себя, как рыбы в воде, способные ускользнуть от любого моралиста. Они обманывают тебя — и одновременно заставляют восхищаться тем, как ловко это проделали, ведь в чем нельзя отказать Нейлору — так это в уверенности и чувстве юмора. А поборники морали почему-то чувством юмора не отличаются, теряя очки. В "Хвост виляет собакой" герой Хоффмана фабриковал войну, и это отменно у него получалось. Нельзя не восхититься результатами героя Киану Ривза в "Адвокате дьявола", ведь он легко достигает поставленных задач. Даже ловкость, наглость и беспринципность Майкла Дугласа из "Уолл-стрит" способна у определенных лиц вызвать восторг. Ну а Ник Нейлор — безобидный малый, душка-парень, который дружит с другими "торговцами смертью" в лице дамы, продвигающей алкоголь в массы, и защитника оружия. Что такое опасность сигарет перед лицом авто- и авиакатастроф, не говоря о закупоривающем артерии холестерине? Ведь окончательный выбор всегда делает сам человек.
"Всегда будут существовать люди, которые будут говорить вам, что делать. Сегодня вы должны начать думать сами. Вы должны поспорить с обществом. Может, вместо того, чтобы послушно верить, когда дело касается сигарет, вам стоит самим проверить?" — из речи Нейлора перед школьниками.
"Здесь курят" смотрится на одном дыхании и остается сигаретной дымкой, подменяющей понятия. Зажигательно отыгранные сценки, парадоксальные и яркие споры. Но фильм двусмысленный, как речи Нейлора, причем нужно отметить интересный факт: обманутая публика, рукоплещущая отцу и лидеру Нейлору, является как раз той аудиторией, которой ежедневно возможно всучить разнообразные вредные товары. Многие говорят, что это удивительное кино в эпоху американской политкорректности, но они забывают о том, что за весь фильм не было показательно выкурено ни одной сигареты, а "антирекламная" книга того же Бегбедера заставляет запоминать его лозунги даже быстрее, чем это делают окружающие плакаты. Моральная гибкость нового героя превращается в добродетель. Он борется за свободу выбора и учит своего сына мыслить самостоятельно, но одновременно создает у него привычку к софистике. Если раньше предлагалось проникнуть во внутренний мир подобных героев и постараться их понять, им придавался какой-то трагический ореол, то здесь вся эта чепуха отринута. Нет нужды скрываться за семейными проблемами, добавлять эту горчинку в круговерть смелых решений, потому что у Ника Нейлора их нет — ему отлично живется, и сын разделяет его убеждения. Есть и оправдание: я умею отлично говорить, таким меня устроил Господь, поэтому то, что я речисто обманываю, — это мой образ жизни, это нормально. Кто-то умеет хорошо печь хлеб, а кто-то — врать. Се ля ви. Все окружающее — совершенно правильно. В сущности, кино подобного рода является идеальным развлечением, а потому сильнее всего проникает в подсознание, заставляя смириться с ходом вещей. Оригинальное название — "Спасибо за курение" — отражает его суть гораздо лучше, потому что над нами весело глумятся.
Невозможно не симпатизировать проныре Нейлору и его приятелям. И когда ему дается второй шанс, он не уходит на природу и не начинает работать на "Красный крест", как подсказывал отцу сын. Он последователен, и вместо сигарет он станет рекламировать мобильники, спиртное, мышьяк или аборты, потому что, если взглянуть на задачу, отбрасывая шелуху сомнений и родительского воспитания на уровне "хорошо"-"плохо", становится понятно, что сделать подобное, — интересно. Он — идеальный наемник, работающий исключительно ради денег и удовольствия от совершения, казалось бы, невозможного. И режиссер показывает, что Нейлор, в сущности, неплохой парень, просто он никогда не рассматривает какие-то трагедии в качестве реальности. Для него это всегда поставленные в плане задачи, нуждающиеся в выполнении. "Круто!", — говорим мы, нажимая на кнопку "Стоп". И когда в очередной раз хитроумный банкир присвоит все наши деньги, не стоит плакать — ведь это было так здорово проделано.