В главных ролях: Микеле Плачидо, Марк Чейз. В ролях: Ида Ди Бенедетто, Ник Делон, Луиджи Мария Бурруано.
Награды: МКФ в Берлине — "Серебряный лев". David di Donatello Awards — лучшая музыка. Синдикат итальянских киножурналистов — лучший актер (М.Плачидо)..
В 1984 году 62-летний Дамиано Дамиани снял свой самый знаменитый фильм — телесериал "Спрут", моментально ставший культовым. В 1985 году Дамиани придумал сюжет фильма, также посвященного мафии. Главную роль снова сыграл Микеле Плачидо. Только если в "Спруте" Плачидо играл положительную роль (комиссара Каттани), здесь он играет наемного убийцу Марио Алойя.
Марио свалил из родного Палермо в Америку. Он держит маленькую пиццерию где-то на задворках Нью-Йорка. В один прекрасный день в пиццерию приходит земляк и сообщает, что на Марио "рассчитывают". "Уж наверное не об этом ты мечтал, уезжая в Америку", — говорит визитер, окидывая взглядом убогий антураж пиццерии. Фильм строится на попытках убедить друг друга в необходимости совершения определенных действий, что даже напоминает чем-то индуистское кредо "делай, что должен делать и это будет правильно". Другое популярное внушение: "Он все равно уже труп, так зачем отдавать возможность заработать другому?" Марио возвращается в Палермо, чтобы совершить трудное заказное убийство. Дамиани подчеркивает, что каждый сицилиец — потенциальный убийца (или как минимум покрыватель убийцы), и что сицилийцы "бывшими" не бывают. Младший брат Марио, девятнадцатилетний Микеле, является исключением, которое только подтверждает правило. Но Марио продолжает рассчитывать на Микеле, как на "родную кровь". Этот рассчет, естественно, оказывается неверным, поскольку основан на чувствах и эмоциях. Зато оказывается верным режиссерский рассчет, поскольку засчет конфронтации братьев картина приобретает трагичность. То есть, фильм выходит за рамки социальной драмы и критики "чистого сицилийского разума".
За два часа чернушного кинодействия режиссер умело создает параноидальную атмосферу погрязшего в криминале города, где прослушиваются все телефонные звонки, везде есть свои люди, и каждый человек держится на мушке. Для того, чтобы выжить в Палермо, надо уметь хорошо лгать, убеждать, носить маски. Точно также, как когда-то давно Марио был втянут в криминальную деятельность, он пытается сделать своим помощником Микеле. Ведь дело в том, Марио чувствует себя одиноким и достаточно беззащитным перед тем самым "спрутом", на которого работает. Вот поэтому в Италии — "семьи". Дамиани показывает положительные и отрицательные, если можно так сказать, стороны "семейности". Марио и Микеле так и не смогут понять, где добро, а где зло. Ведь если "добро" приводит к смерти, то какое же это добро?
Интересно поразмыслить, что сподвигло Дамиани написать сюжет, где за точку отсчета взята пиццерия в Нью-Йорке. Мне кажется, дело в личном опыте. В 1983 году Дамиани сделал свой первый и последний фильм в Голливуде. Опытному итальянскому режиссеру дали поработать над сиквелом "Эмитивиллского ужаса". Фильм, конечно, получился полным отстоем, да он и не мог получиться иным. Видимо, разочарование Дамиани — сродни разочарованию Марио.