Награды: 2 премии BAFTA — лучший актер (Ш.Коннери), лучший грим (Х. фон Хьюго). "Сезар" — лучший иностранный фильм. 4 премии "David di Donatello Awards" — лучший оператор, лучшие костюмы, самые замечательные продюсеры, лучший художник. Немецкая киноакадемия — лучший актер (Ш.Коннери), второй лучший фильм. Кинофестиваль в Баварии — лучший продюсер..
Интересные факты о фильме:
Первым кандидатом на роль Уильяма Баскервильского был Майкл Кейн. Кроме него, Жан-Жак Анно рассматривал кандидатуры Альберта Финни, Ричарда Харриса и Иена МакКеллена, не говоря уже о Джоне Хьюстоне, Мишеле Галабрю, Джеке Пэлэнсе и др. Также Жан-Жак Анно отклонил кандидатуру Роберта де Ниро, несмотря на то, что маститый актер явился на прослушивание.
Кристиану Слейтеру было всего 15 лет, когда его бросили прямиком в постельную сцену. Валентине Варгас (кстати, единственному женскому персонажу фильма) тогда было 22 года. По словам Слейтера, это был один из самых стрёмных моментов в его жизни.
Актер Гельмут Квалтингер был серьезно болен во время съемок фильма и умер через несколько часов после завершения кинопроцесса. На съемочной площадке он часто обрывал диалоги, будучи не в силах сдержать боль. Версия для печати
Когда мысленно берешь перобутылку понюшку влажного табака, а потом возвращаешься к бутылке бутылке, то писать рецензию на "Имя Розы" — самое то. Вот, тебе кажется, и пришла свежесть мысли.
А потом, вдруг, внезапно, оказывается, что роман Умберто Эко ты не читал…
Зато наслышан. И даже листал "Заметки на полях" Умберто Эко.
Вдруг тебе подсовывают фильм. Вернее, ты сам себе его предлагаешь — потому что культ. Я… помню, тогда был мальцом (26 лет мне как раз тогда стукнуло); взяв бутылку пива, я пошел к выходу из гастронома и вдруг увидел мутную, как глаз осенней мухи, витрину, на которой была выложена скудная стопочка DVD-дисков. Была распродажа... Я приобрел "Ребенка Розмари" и "Имя Розы".
"Заметки на полях "Имени розы", эти обширные и познавательные комментарии-пояснения к роману, сами по себе являются ярким и живым свидетельством непреодолимой (пока непреодолимой) разницы между литературой и кинотематографом.
Фильм же "Имя Розы" сразу обманывает своей нарочитой простотой. Но, будучи знаком с творчеством Жан-Жака Анно, я был рад обману. Я хорошо помнил, сколько радости мне доставил изумительный видеоряд, великолепная работа оператора Филипа Руссело, снявшего юнонатуралистический фильм "Медведь", где все было подчинено исключительно визуальному восприятию.
А когда на экране появился Шон Коннери в сопровождении юного и рыжего Кристиана Слейтера, я сразу осознал, что духи Шерлока Холмса и доктора Ватсона настолько близки к этому местечку, насколько привидение может быть близко к древнему замку. Поглядев на перемещения героев в экранном пространстве и несколько секунд потаращившись на торчащие из чана с борщом чьи-то голые ноги, я убедился, что это оно самое и есть, — формалистический детектив, и тут уже всё честно, без обмана: прекрасные иллюстрации к тексту, по типу гравюр, которые делал Доре к Библии.
Не интрига волновала Жан-Жака Анно, не глумливое словоизвержение писателя-педагога Эко, а обрамление, красивая гОтичная рамочка ко всему этому. В угоду гОтичности и был приглашен Тонино Делли Колли, пятнадцать лет назад бесподобно запечатлевший мир "Декамерона" и "Кентерберийских рассказов".
Любители-медиевистыи любители литературы могут ныть, но фильм удался. Холодное зимнее одиночество холодных людей в холодном монастыре-обители средневековой пытливой мысли… что может быть прекраснее? Разве что розовая, бутонистая, напряженная...