ѓлавнаЯ страница
Главная   |   О журнале   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |       
Нам нет дела до качества записи, наше дело — качество фильма
Ежеденельный независимый интернет-журнал о кино.
Рецензии, статьи о кино, фильмографии, информация о фильмах, актёрах, режиссёрах.
Фильмы     Режиссёры     Актёры     Статьи     Жанры     Года     Страны


Журнал "Экранка.ру". Выпуск №317
от 31 декабря 2013 года

Жертва номера:
Новое:
Избранное:
Разное:
Статьи: АРХИВ НОМЕРОВ
АРХИВ ОПРОСОВ
АРХИВ ТЕМ


Иисус Христос — суперзвезда / Jesus Christ Superstar (1973)


Иисус Христос — суперзвезда
Средняя оценка: оценка: 5
1973. США. 108 минут.
Жанр: исторический / мюзикл.

Режиссер: Норман Джуисон.
Композитор Эндрю Ллойд Уэббер,
дирижер Андре Превэн,
либретто Тим Райс,
сценарий Норман Джюисон, Мелвин Брэгг,
оператор Дуглас Слокомб,
монтаж Энтони Гиббс,
художник Джон Кларк,
продюсеры Норман Джюисон, Роберт Стигвуд.

В главных ролях: Тед Нили, Карл Андерсон.
В ролях: Ивон Эллимэн, Барри Деннен, Боб Бингэм, Ларри Маршалл, Джош Мостел, Курт Ягьян и пр..

Награды:
1974 — лучший саундтрек — BAFTA; лучший иностранный фильм — Давид
1973 — лучшая операторская работа — британское сообщество кинематографистов.

Интересные факты о фильме:

  • Сцена Тайной Вечери основана на знаменитой фреске Леонардо да Винчи на стене церкви Санта Мария делла Граци в Милане. Единственное отличие — святой Петр сидит с краю, подвинув в центр святого Варфоломея. На фреске он сидит от Христа сразу за святым Иоанном (от него справа, от нас слева).
  • Камео режиссера: его голос — третий из тех, кто настаивал на том, что видел Петра с Христом (сцена "Отречение Петра").
  • Исполнитель главной роли Тед Нили нашел себе на съемках жену — это одна из танцовщиц у Симона Зилота.
  • Ария короля Ирода первоначально была номером из "Короля Ричарда" — неудавшегося мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера. Называлась "Эти дни саладина".
  • Съемки проходили на исторической родине главных героев, в Израиле

    Версия для печати

А. Ботев (и Сладкая N): Римейк Библии

Иисус Христос — суперзвезда оценка: 5

Только что мне пришло в голову, что два киношедевра — "Монти Пайтон и Священный Грааль", и "Иисус Христос — суперзвезда", снятые примерно в одно время — как-то довольно сильно связаны с христианской тематикой. Может быть, в этом объяснение того, что оба фильма минималистичны и условны — не предельно условны, но довольно сильно. Может быть, авторы стесняются говорить об этом всерьез, и поэтому как бы приглашают зрителя поучаствовать в действии, не позволяя ему забыть, что это всего лишь кино. Может быть, это было сделано бессознательно.

Это тема интересная, возможно, стоящая отдельной статьи. Что же касается данного фильма — "Иисуса Христа — суперзвезды", — минималистичность его проявляется в отсутствии большого количества декораций, павильонов, инвентаря. Из построенных декораций здесь, по-моему, только леса, обрамляющие античную постройку с колоннами. По этим лесам ползают всякие персонажи, на этом рисунке — фарисеи и саддукеи во главе с Анной и Каиафой.



Вообще природные декорации здесь отличные, фильм снимался в израильской пустыне, мне показалось — похожей на невадскую пустыню Блэк Рок, где проходит знаменитый фестиваль "Burning Man" ("Горящий человек"), заканчивающийся каждый год в первый понедельник сентября, то есть, кстати, на этой неделе. Красиво очень, пустыня, горы; в увертюре Иуда поет свою партию, сидя на горе посреди этой красоты. Очень хороший, кстати, оператор, он даже премию какую-то получил за этот фильм.



Сравнение с "Горящим человеком" здесь тоже не случайно. Какое-то время многие уважаемые люди считали, что фестиваль этот — как-то, в какой-то мере, в какой-то степени — продолжает традицию, начатую волнениями 68-го года (лично мне он больше напоминает какое-то приближение к утопии поэтического терроризма Хаким-Бея). В последние годы, говорят, и Burning Man превратился в праздник поэтического консюмеризма; а жаль.

Опера "Иисус Христос — суперзвезда" была написана в 1970-м году, т.е. почти сразу после волнений 1968-го. Тогда вообще многие как-то переосмысливали христианство, снимали об этом фильмы; на нашем сайте, например, имеется фильм "Любовь и ярость" на эту же тему; есть еще "Пробуждение зверя" Жозе Марики Маринша, о котором обязательно нужно будет написать. Лично мне невозможно себе вообразить, чтобы такая опера (с относительно рок-музыкой) на такую тему могла появиться до 1968-го года. Ну, в принципе.

И 60-е-70-е здесь очень заметны. Как люди одеваются, как пляшут, как вообще выглядят, причесаны, ведут себя.

Одежда на всех, слава богу, современная. У римских воинов фиолетовая униформа и автоматы.



В современности одежды проявляется не только недостаток финансирования, но и концептуальность фильмы — та самая условность, о которой говорилось в начале. В школьном сочинении так и просилась бы на язык фраза о том, что "авторы хотели показать связь между вечной библейской историей и современностью" и т.д., но я не знаю, что тут хотели сказать авторы. Ясно только, что многое. Условность проявляется и в том, что ведь нашли же они деньги для танков и самолетов, преследующих Иуду (хотя, похоже, этого добра в Израиле всегда было навалом). Но все равно: фильм начинается и заканчивается приездом и отъездом какого-то трофейного автобуса с актерами и крестом на крыше.

Шедевральность фильма во многом основана на гениальности музыки. Эндрю Ллойд Уэббер тут постарался; я не понимаю ни его "Кошек", ни "Призрак оперы", но тут — мне сложно описать музыку, но тут очень много явно удачных партий. Я бы даже сказал, прекрасных. Слушать, конечно, нужно без перевода.

Актеры. Про некоторых из них явно можно сказать, что они прикольные штрихи, про некоторых — нет. Мне кажутся крайне прикольными штрихами актеры, играющие Иуду, Симона Зилота, Понтия Пилата, штрихами средней прикольности — Христос, Апостол Петр, не особо прикольными — король Ирод, Мария Магдалина. Хотя ария короля Ирода, безусловно, одна из лучших в опере и фильме.



Иуда здесь негр, кстати. И Симон Зилот тоже негр. А Мария Магдалина индианка, кажется.

С точки зрения драматургии — ну, вообще сложно в наш век ожидать от оперы глубокого эмоционального воздействия. Необходимо, конечно, читать первоисточник. Характеры не глубоки, зато резки. Сейчас я протранслирую не мою мысль, но она мне очень понравилась и показалась верной. Каждый из персонажей любит только одну сторону Иисуса: Мария Магдалина как мужчину, Петр как духовного учителя, Апостолы как собутыльника, Иуда как друга и чуть ли не как сына (этакая внешняя совесть). Иуда здесь не вызывает (лично у меня) почти никаких негативных чувств — он просто не понимал Иисуса, как человек он очень хороший, с благими намерениями, все такое. С теми самыми благими намерениями, которыми вымощена дорога в ад.



Ну, и, наконец, сюжет. В общем, был один популярный чувак (суперзвезда!) по имени Иисус, и его все время доставал другой по имени Иуда: то не делай, этого не моги, дорогим миром не пользуйся, а лучше отдай его бедным. Параллельно есть фарисеи и саддукеи во главе с Анной и Каиафой, которые боятся популярности Иисуса. И все это происходит в Римской империи под наместничеством такого чувака по имени Понтий Пилат. А кроме того, повстанцы под водительством Симона Зилота. И еще местный царек Ирод, который тоже боится популярности Иисуса. И вот все главные герои собираются в одном городе: Иисус с восторженной толпой, Симон Зилот, Иуда, Анна, Каиафа, Понтий Пилат, Ирод. А что будет дальше, я не скажу, потому что это будет спойлер.

(02.09.2008)

Версия для печати




Главная   |   О проекте   |   Блог   |   Форум   |   Авторы   |   Карта сайта   |   Критерии   |   RSS   

© Экранка.ру. 2006. По всем интересующим вопросам обращаться:
Мы не берём новых авторов, не занимаемся баннерообменом, не размещаем нетематическую рекламу.
При любом использовании материалов, ссылка на ekranka.ru обязательна.
Цитирование в Интернете возможно только при наличии ссылки. Все права защищены.
Дизайн и вёрстка: Володя. Программирование: Алёша. Идеология сайта: Володя, Алёша и крошка Жанин.
Некоторые тексты, размещенные на этом сайте, содержат ненормативную лексику.
Коммерческая реклама: