Режиссер:
Борис Дуров. Сценарий: Борис Дуров, Станислав Говорухин, Оператор: Александр Рыбин, Композитор: Евгений Геворгян.
В главных ролях: Николай Еременко мл., Петр Вельяминов, Талгат Нигматулин. В ролях: Рейно Арен, Дилором Камбарова, Наталья Харахорина, Джигангир Шахмурадов, Тадеуш Касьянов, Юрий Кутырев.
Интересные факты о фильме:
После первого закрытого показа в ЦК ВЛКСМ фильм обругали и отправили "на полку". Картина пребывала в забвении, пока один из работников Госфильмофонда не догадался отправить копию фильма на дачу к тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И Брежневу… Генсек пришел в неописуемые восторг от увиденного, и широкий прокат не заставил себя долго ждать…
Утренние сеансы в будние дни часто приходилось отменять — школьники целыми классами сбегали с уроков на просмотр "Пиратов".
Режиссер фильма сначала отказался утвердить Николая Еременко на главную роль, но после того как Николай продемонстрировал свою физподготовку, сделав впечатляющее сальто и показав хорошо развитую мускулатуру, актер сразу же был утвержден на роль.
Во время съемок Еременко активно занимался с тренером по карате.
В одном из эпизодов фильма (прыжок со скалы на крышу теплохода), актер прыгал в воду рядом с бортом корабля. Во время всплытия Николай Еременко чуть не попал под работающие винты корабля, который проходил прямо над ним. Актеру чудом удалось отплыть на безопасное расстояние от винтов.
В советском прокате фильм посмотрели 90 млн. зрителей.
У Николая Еременко в начале 90-х годов была идея снять сиквел "Пиратов", но тогда, во времена глубокого кризиса отечественного кинематографа, не нашлось достойного финансирования картины. Второй раз к этой идее Еременко вернулся в 1998 году, но тогда помешал внезапно начавшийся экономический кризис в России…
Даже сейчас понятно, почему фильм Бориса Дурова по сценарию Станислава Говорухина и того же Бориса Дурова стал самым кассовым фильмом в истории советского кино. Больше удивляет другое, почему за два ближайшие года, 1979 и 1980, вышло сразу три таких суперхита, — к "Пиратам" присоединяются "Москва слезам не верит" Меньшова и "Экипаж" Митты. Вернее, здесь понятен успех каждой картины по отдельности: "Москва" была "настоящей голливудской мелодрамой", а "Экипаж" был "настоящим голливудским фильмом катастроф". Но почему почти в один год? Этого я не знаю. И даже не догадываюсь. Разве что это приблизительно совпадает с началом империалистической войны в Афгане.
"Пираты ХХ века", в свою очередь, — это "настоящий голливудский боевик", который и правда смотрится не хуже американских аналогов (или образцов) того времени. Вряд ли кто-то будет спорить с утверждением, что главнейшая задача Голливуда — это коммерческая прибыль, и что они со своей задачей справляются, предоставляя образец для других продюсеров.
У советского фильма простая и ясная сюжетная линия. Советские моряки, перевозящие большой груз опиума (естествено, в фармацевтических целях), подвергаются нападению современных пиратов. Судно тонет, но часть экипажа спасается. Течение выносит шлюпку к острову, где базируются пираты и, соответственно, стоит на приколе их судно. Начинается почти что стивенсоновская борьба за "Эспаньолу".
Помимо внятного сюжета в фильме прилично много стреляют (что, в общем-то, для советского кино не редкость — вспомним истерны, например, Самвела Гаспарова). А также дерутся (в фильме были задействованы как актеры, профессионально занимающиеся каратэ, например, Талгат Нигматулин, так и крупные мастера рукопашного спорта, например, Тадеуш Касьянов). В фильме присутствуют женщины, в том числе и знойные "туземки". Кроме того, есть крутой, но при этом интеллигентный герой (интеллигентная героичность — советское ноу-хау, о котором все зрители, как мне кажется, вспомнили при выходе на экраны "Луны-44" Р.Эммериха, где главгер в исполнении Майкла Паре читал то ли Шекспира, то ли еще какого классика, лёжа на тюремной койке). Да и зрелищные сцены в фильме имеются: взрыв и затопление советского сухогруза, столкновение пиратского судна со скалой. Даже есть саспенс: когда Николай Еременко плывет по длинному затопленному коридору, чтобы спасти двух русских женщин, — это тревожно.
Но самая главная, как мне кажется, составляющая успеха заключается в том, что из фильма полностью искоренена какая бы то ни было политическая идеология. Советские гражданские моряки сражаются со злом, которое имеет интернациональный состав и не имеет своего флага. Это изгои, просто плохие люди, плохие сами по себе — потому что такими уродились. Неважно из какой они страны. Да и торгуют они точно с такими же преступниками, не имеющими гражданства... Прекрасно, что это даже не фантастика.