Режиссер:
Рюхей Китамура. Сценарий — Джефф Бюхлер по рассказу Клайва Баркера, оператор — Джонатан Села, музыка — Робб Уильямсон, Йоханнес Кобилке.
В главных ролях: Брэдли Купер, Винни Джонс, Лесли Бибб. В ролях: Брук Шилдс, Роджер Барт, Тони Каррен, Барбара Ив Харрис, Тед Рэйми, Питер Джейкобсон, Дон Смит, Нора и др.
Награды: кинофестиваль Фант-Азия — третье место в номинации "лучший европейский/американский фильм" (2008).
Интересные факты о фильме:
- первый американский фильм Рюхэя Китамуры.
- некоторые из картин, которые мы видим в галерее Сюзан Хофф, принадлежат Клайву Баркеру.
- с премьерой фильма происходили поистине удивительные вещи — в Америке его показали в 102х "долларовых кинотеатрах", где билеты продают по сниженной цене, что не могло не повлиять на итоговый бокс-офис. В России "Полуночный экспресс" показали в нескольких кинотеатрах по разу — так, что даже фанаты не успели попасть на премьеру (!!). Несколько месяцев после премьеры фильм нельзя было найти даже на торрент-порталах, не говоря уже о двд. Таким образом, издатели сами угробили возможности голливудского дебюта Китамуры.Версия для печати
Мор:
Рецензия на фильм "Полуночный экспресс / Полуночный поезд с мясом"
Фильму "Полночный поезд с мясом" сильно не повезло. Не повезло и Рюхэю Китамуре, для которого это был голливудский дебют, чего режиссер и зритель вполне заслужили. В Lions Gate сменился начальник, который должен избавить студию от жанрового "клейма", поэтому фильм ужасов внезапно оказался в опале. Предыдущий начальник являлся фанатом фильмов ужасов (именно он запустил серию "Пил"), под его эгидой студия и затеяла экранизацию рассказа Клайва Баркера, отдав ее одному из самых бесшабашных японских режиссеров. Но новая метла замела по-новому и вымела уже готовый фильм Рюхэя к чертовой матери из планов студии. В итоге фильм не имел НИКАКОЙ рекламы, его запустили в показ в малобюджетных кинотеатрах с ценой билета в бакс-два, где он собрал несколько десятков тысяч долларов. В России дела обстояли не лучше — даже фанаты не попали на пару-тройку показов, которые организовали только в столичных городах. Но это еще что! — после месяца после премьеры фильм нельзя было найти ни на торрентах, ни на DVD. Пошлем же луч ненависти новому управляющему Lions Gate Джо Дрэйку, который загубил важный шаг в карьере Китамуры.
Меж тем у фильма вполне были шансы на хороший прокат, и он уж точно не уступает "Зеркалам" Ажа, которые собрали вполне достаточно, причем в сценах расправы режиссер не изменил своему стилю. Он взялся за данное дело и выполнил его хорошо, но я люблю Китамуру вовсе не за триллеры по Баркеру, если вы понимаете, о чем я. В фильме сохранили концовку рассказа, в чем поклонники писателя сильно сомневались. Не растерял Китамура и своего чувства юмора — убийства сделаны на ура. Лично меня, впрочем, фильм совершенно не задел — он похож на холодильник, где висят туши, а концовка рассказа Баркера — типичная литературная дешевка. Несмотря на то, что "Книги крови" принесли писателю популярность, рассказ про поезд с мясом ничего выдающегося из себя не представляет. Примерно такая же проблема была с "Повелителем иллюзий" — отличная визуализация отстойного сюжета. Китамура оказался хорош во всем, что касается города, на руку режиссеру сыграл и выбор главного героя — Винни Джонс в роли немого мясника смотрится очень круто. Серый суровый исполнитель в строгом костюме полностью растворяется в металлически-сером вагоне; он как будто выходит на работу, забивая людей, словно животных. Однако "Полуночный экспресс" не дарит драйва, хотя в нем присутствуют незамыленные актеры из телепостановок и отличная параллель вагон метро-морозилка.
Итак, речь идет о молодом фотографе Леоне, который хотел бы работать на себя. Его подружка предлагает ему шанс — отправиться к устраивающей выставки владелице галереи (Брукс). Та смотрит на фото, но ее привлекают подмоченные сюжеты, опасные герои, так что она предлагает Леону поглубже забраться в гнусные внутренности города. Так он и делает, первым делом сняв, как негры нападают на женщину, а затем заметив весьма колоритного громилу с саквояжем в руке (Винни Джонс). Решив проследить за персонажем в поисках сюжета, Леон узнает, что тот работает мясником, а также постоянно садится вечером на один и тот же поезд, в котором потом пропадают люди. Дальнейшие исследования выходят любопытствующему фанату фотографии боком.
"Полуночный экспресс" — это сочетание удачных и неудачных вещей. У него очень стильная картинка, он легко может конкурировать с остальными новинками жанра, но как бы я ни хотела его похвалить, это будет неискренне. Во-первых, актеры, исполняющие молодую пару, невыразительны, их лица не запоминаются. Мне слишком нравятся молодые японские актеры, снимающиеся у Китамуры, чтобы так вот просто купиться на худосочного фотографа. Во-вторых, здесь нет никакой загадки, мы сразу знаем, кто злодей, а значит акцент делается на то, удастся ли после объявления возможностей персонажей любопытному герою остаться в живых или нет. А это при учете пункта 1 оказывается совсем не интересным. Здесь угрожающе, чуждо снят город, артхаусно и при всей грязи пустым выглядит метро, здесь присутствует атмосфера отчуждения, трудности разгадки, ведь никто не помогает Леону. Винни Джонс родился с лицом, которое делает его задачу весьма простой, — он должен выглядеть жутким роботом и он им выглядит. Но меня кино не торкает. Загадка.
Мне, правда, очень понравился один момент. Дело в том, что Леон придерживается здорового образа жизни, ест тофу, не трогает мясо, но образ мясника, опасность, связанная с ним, его эмоционально возбуждают. И одним из самых важных моментов в фильме, перекликающимся и с концовкой, является сцена, где Леон в очередной раз заходит в забегаловку, но не может говорить, его отвлекает отбивная на тарелке приятеля. Это мясо, влажное, распаренное, перепачканное подливкой и прелым луком, темным соком, вытекшим на тарелку, его завораживает, он погружает палец в теплую жидкость, размазывает, кладет кусок в рот. Очень крутая сцена даже при невзрачности актера, взятого на роль Леона. Здесь и очарованность безобидного горожанина насилием, и почти сексуальное возбуждение, связанное с погоней, и подсознательные изменения, которые происходят с тем, кто с помощью объектива ощущает себя охотником. Здорово сделано.