В главных ролях: Аль Пачино, Талия Шайр, Энди Гарсия. В ролях: Дайан Китон, София Коппола, Эли Уоллах, Джон Уоллек, Бриджит Фонда, Джордж Хэмилтон, Раф Валлоне, Джон Сэвэдж, Донал Доннелли, Ричард Брайт, Хельмут Бергер, Франко Читти.
Награды: Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм. "Золотая малина" — худшая новая звезда, худшая актриса второго плана — София Коппола..
Интересные факты о фильме:
Вместо Софии Копполы дочь Майкла Корлеоне должна была исполнить Вайнона Райдер, но она ушла к Тиму Бартону — сниматься в "Эдварде Руки-ножницы". Среди других кандидатур числилась Джулия Робертс. А еще в этой роли пыталась засветиться Мадонна. Последним двум барышням, возможно, крупно повезло, потому что София Коппола собрала больше всего (в процентном соотношении — 65%) голосов в номинации "худшая новая звезда" и "худшая актриса второго плана" за всю историю "Золотой малины".
Из-за разногласий с "Парамаунтом" Роберт Дювалл не стал участвовать в проекте, и из сценария был исключен один из ключевых персонажей — Том Хаген.
Фильм был снят в надежде разрешить финансовые проблемы кинокомпании Копполы Zoetrope Studios.
Коппола предложил Аль Пачино 5 миллионов долларов за роль. Но Пачино пожелал 7 плюс процент. Только когда Коппола пригрозил, что умертвит Майкла в начале фильма и, соответственно, обойдется без услуг столь дорогостоящего актера, Пачино пошел на попятную.
Роберт Де Ниро хотел поучаствовать в проекте, но Коппола, поразмыслив, отказал ему.
Сюжет частично основан на идеях, опубликованных в книге Дэвида Яллопа "Во имя Господа".
Вместо Энди Гарсии роль Винсента могли сыграть: Алек Болдуин, Мэтт Диллон, Винсент Спано, Вэл Килмер, Чарли Шин, Билли Зэйн, Николас Кейдж.
Появление в кадре апельсинов в каждом фильме трилогии предвещает убийство или покушение на убийство. Версия для печати
Снятый в 90-м году фильм показывает, что происходило с семьей Корлеоне в конце 70-х. Звучит не слишком интригующе. Надеюсь, что чашечку напалма подбавит в сюжет то, что семья Корлеоне – типа "преступная группировка". За 16 лет сменилось несколько поколений зрителей. Но, с другой стороны, разброс в 16 лет позволяет актерам "быть", а не "выглядеть".
Кстати – такой, типа апарт, – впервые я посмотрел "Крестного отца 3" на советской премьере, которая состоялась в питерском "Колизее" в 1991 году, и лишь спустя полгода смог оценить всю трилогию, когда ее выпустили в широкий кинопрокат. Фильм "для тех, кто помнит". Если начинать смотреть с нуля, а этим нулем, точкой отсчета, для меня являлась третья часть, то лишь к середине оной я начал улавливать некий общий, точнее говоря, частный смысл третьей части –ведь неизвестно, какой смысл закладывался в предыдущие две части.
Был определенный риск со стороны Копполы запустить этот проект, но Коппола всегда был смелым парнем, на что указывают его барские сумасбродные эксперименты, вершимые на протяжении 80-х годов. По сравнению с этими экспериментами "Крестный отец 3" выглядел не так уж рискованно, и, во многом по этой причине, Коппола взялся за его реализацию. Самое удивительное, что фильм прекрасно завершил эпическую трилогию... Потом у Копполы были планы снять четвертую часть, сделав главным героем персонажа Энди Гарсии, племянника Майкла Корлеоне, но Марио Пьюзо умер, а без своего соавтора и, более того, автора оригинального романа "Крестный отец", Коппола не решился двигаться дальше. Слава Богу. Я уверен, что 4-ю часть ожидал бы коммерческий провал, а самого Копполу крамола и опала (которой он, впрочем, не избежал, снявши "Джека"). Потому что любая "сага о форсайтах" должна иметь свою логическую концовку.
Трилогия "Крестный отец" необычайно привлекательна именно для массового зрителя. В ней показывается история семьи. Причем, как мне кажется, у каждого народа свое восприятие этой картины. За жестким, остросюжетным действием кроется то, что сближает зрителя с персонажами. Этот механизм называется корпоративностью и семейственностью. Вот эту самую "корпоративную семейственность" или "семейственную корпоративность" Пьюзо и Коппола ставят во главе угла. Эта штука работает на протяжении веков. Она начинается с мифического, но странным образом "действенного" родства героя – правителя – бога и продолжается до сих пор, выражаясь в особом доверии человеку, который с тобой одной крови. Советскому, российскому зрителю фильм должен быть близок необычайно, но близок он и любому другому нашему предку или современнику.
Первый фильм имел наибольший кассовый успех, причем именно у американского зрителя. У американского зрителя кассовый успех может быть обеспечен только одним успехом – личным успехом человека, которого показывают на белом экране. В первом фильме Майклу Корлеоне, этой заблудшей в демократиях овце, удается раскрыть свой потенциал, он превосходит отца и укрепляет империю Корлеоне внутри американской империи. Второй фильм сложнее. Там есть историческая линия, где отец Майкла, сицилийский беженец Вито Корлеоне, начинает строить свою империю в стране возможностей, приспособленной как раз для таких строительств. Но в своих начинаниях он опирается, во-первых, на свою семью, во-вторых, на соседей-итальянцев. Однако, основная линия "Крестного отца 2" показывает последовательную деградацию родственных или этнических отношений. Корпоративность побеждает семейственность.
В-третьей части имеет место быть окончательный распад. Может быть, не семьи, но личности Майкла Корлеоне, главного действующего лица эпопеи. Постаревший Майкл ищет силы в своих молодых, сильных духом детях, сильных уже хотя бы потому, что они не желают ввязываться в типично корлеоневскую семейную корпоративность. У Майкла есть антагонист еще с первой серии – жена Кей. Она – типичная американка, и Майклу, воспитанному в патриархальном духе, гораздо ближе женщина вроде его матери, которая была отцу Майкла – Вито Корлеоне – и жилеткой, и подушкой, и каким угодно предметом. Поэтому с Кей состоялся развод, а силы для своего активного существования Майкл продолжал искать в детях и других кровных родственниках – будто вампир. Его сестра, которая после убийства Майклом ее супруга-тирана потеряла смысл в жизни, становится верным помощником. Но она – дочь Вито. А дети Майкла – не только его дети, но и дети своенравной, принципиальной Кей. Это отражается на их характерах.
Процветающая империя Корлеоне блюдет свои интересы во всех уголках мира, но самая лакомая часть – Ватикан. Коппола подчеркивает, что нашим миром правит не Бог, а люди с "грязными руками", которым по какой-то причине необходимо очиститься. Майкла трудно упрекнуть в отсутствии цинизма: он, в первую очередь, хочет очистить свой бизнес, чтобы навариться в гораздо большей степени.
Но его корни – в бедной деревушке, где помимо уважения к дону культивировалось уважение к Богу (и, в первую очередь, к семье).
Майкл откровенно дерзит, когда, прикрываясь "благими намерениями", лезет в богоугодную кормушку. За это его постигнет неминуемая кара. Расправляясь с корыстными высокопоставленными слугами божьими, он тут же получает удар в ответ. "Грязными руками" конкурентов его хлопает по щекам сам Боженька и повергает в нокдаун. Но, формально, это происходит оттого, что Майкл решил сражаться на территории, где некогда был силён, а теперь ослаб. Ослаб как духом, так и физически (авторы фильма, в частности, снабжают Майкла диабетом). Закатилась еще одна бессмысленная звезда, прожившая увлекательную жизнь и совершившая массу поступков, вряд ли богоугодных, но всё же поступков.