Я хорошо отношусь к женскому половому чванству, и люблю иногда посмотреть фильм, отличающийся мохеровым шовинизмом – где всё от лица женщин, о женщинах и между женщинами. Таких фильмов очень мало, ведь их особенность обусловлена не только полом главных действующих лиц (скажем, фильмы "Зажги красный фонарь" и "Тельма и Луиза" — вообще антагонисты этой категории), но и предъявлением набора символов и событий, показывающих жизнь женщин с особо привлекательной, приятной и интересной стороны. Создатели "Женщин" дошли до крайности, исключив из этого набора мужчину. Конечно, до амазонской фантастики дело не дошло, наличие мужчин в мире все же предусматривается, но они бродят где-то за околицей и изображаются не как живые существа, а как погодные условия, с которыми при желании можно договориться и от которых иногда многое зависит. Этот подход меня подкупил. Но еще больше я хотела полюбоваться Аннет Беннинг.
Сюжет был таков. Мэг Райен, слишком теперь похожая на Мишель Пфайффер, играет симпатичную тряпку, которая так завозилась в своем огороде, что прохлопала ушами и карьеру (папа уволил из семейного бизнеса за профнепригодность), и мужа (от невозможности вытянуть жену из-под розового куста, несчастный связался с продавщицей парфюмерии, Евой Мендес). Первая часть фильма посвящена тому, чтобы все указанные тучи собрались над главной героиней, а подруги (это женщины, которые знают о твоих делах больше чем о своих, но не пользуются этими знаниями в заведомо гнусных целях) сбежались на помощь. Женщина-вожак в этой компании – Аннет Беннинг. Она селф-мейд, одинокая, красивая и стареющая, и авторитетная, как Карабас-Барабас. Если она скривилась от чего-то, то хороший тон велит скривиться и всем остальным. Две другие – балласт: Джада Пинкетт – лесбиянка, Дебра Мессинг – вечно беременная мать толпы детей. Обе они нужны для иллюзии плотности движения и для смеху. Однако в основном зритель должен наблюдать экзерсисы Мэг Райен, неудачницы, и ждать, когда же с нею начнутся метаморфозы. И ожидание не будет обмануто — на самом беззубом уровне.
Я взялась за "Женщин", чтобы полтора часа ни о чем не думать и иногда при этом смеяться. Я ошиблась: мне пришлось все полтора часа думать одну и ту же мысль: "Какой ужас!", изредко нервно хихикая. В этом фильме, несмотря на его открыточную незатейливость, есть что-то тёмное и угнетающее, какая-то пугающая нестабильность, и какая-то сраная правда жизни. Не знаю, было ли так задумано, или это побочный эффект, но больше к этому зрелищу я не вернусь – ни в мыслях, ни в делах. Рекомендую фильм полувековым тёткам в пучине уныния — может хотя бы это сподвигнет их посетить маникюршу, а там, глядишь, покатится... Интересно знать, у Кьюкора в 39-м году получилось так же хреново?