Режиссер:
Сатьяджит Рей. Сценарий: Сатьяджит Рей (по мотивам романа Бибхутибхушана Баннерджи), Оператор: Субрата Митру, Композитор: Рави Шанкар.
В главных ролях: Каню Баннерджи, Каруна Баннерджи, Пинаки Сенгупта. В ролях: Шмаран Гхосал, Рамани Сенгупта, Ранибала, Судипта Рой, Эджей Митру.
Награды: МКФ в Венеции — "Золотой лев". Bodil Awards — лучший неевропейский фильм. МКФ в Сан-Франциско — "Золотые врата" за лучшую режиссуру..
Интересные факты о фильме:
Входит в 100 лучших фильмов всех времен (по мнению журнала "Time").
Хотя фильм снят по роману Б.Баннерджи, в фильме присутствуют сюжетные линии, который Сатьяджит Рей позаимствовал из своей личной биографии.
"Непокоренный" — первый индийский фильм, завоевавший "Золотого льва" на МКФ в Венеции. Рей, присутствовавший не церемонии, был потрясен, так как считал, что у его фильма есть серьезные недостатки.Версия для печати
Продолжение фильма "Песнь дороги", который заканчивается тем, что семья нищего брамина (сам брамин, его жена и малолетний сын Апу) покидают родную деревню в поисках лучшей доли. Действие "Непокоренного" начинается в Варанаси (Бенарес). Это не только самый священный индуистский город, – это самый древний из постоянно населенных городов в мире. Очень круто :) Когда видишь гхаты, на которых толчется народ, включая нашего брамина, как-то очень слегка, но все же ощутимо меняется "точка сборки". Однако вскоре брамин умирает от лихорадки, и мать с сыном возвращаются в свою деревушку. Там добрые люди устраивают Апу священнослужителем, но того тянет в школу. Совмещая учебу с работой (монтажная склейка) Апу стремительно превращается в молодого человека с усиками, для которого настало время определиться с будущим. Поскольку Апу один из лучших выпускников, директор школы отправляет его в Калькутту, с отличными рекомендациями и деньгами на вступительные экзамены в колледж. Апу учится в колледже, а по ночам работает в типографии (факты из личной биографии Сатьяджита Рея), которую держит знакомый директора школы. Мать Апу тоскует по сыну – он так редко навещает ее…
Рей сетовал, что не все в фильме удалось, и поэтому удивился почестям, которых удостоилась его картина ("Золотой лев" на МКФ в Венеции). Что тут скажешь. Мне как зрителю хотелось бы видеть больше — фильм элементарно кажется слишком коротким, особенно по сравнению с "Песнью дороги". Как-то слишком быстро этот Апу повзрослел, причем куда-то затерялись важные аспекты отрочества и юности. Где, например, пресловутая первая любовь? Апу оказывается черствым сухарем и буквоедом, которого вообще ничего не интересует, кроме новых знаний. Его любимая девушка – маленький глобус :) Но на самом деле всё это совершенно неважно. В фильме создается такая волшебная атмосфера, такая поэтика нищеты (все эти грязные, сырые, обшарпанные стены, завернутые в платочки рупии и т.д.), что даже сам сюжет кажется лишним. А еще романтика путешествий, – всего несколько секунд показывается гавань с застывшими на рейде сухогрузами, но этого хватает, чтобы проникнуться… И никаких англичан, хотя действие происходит в 20-30 годах…
Фильм пережил свою эпоху, и в первую очередь он интересен как некий исторический документ, хотя, естественно, "документом" не является. Невероятно крутое, захватывающее кино, способное удивлять.
________________________________________ Кстати, музыку к фильму писал знаменитый музыкант Рави Шанкар, учитель Джорджа Харрисона, отец Норы Джонс, и, что характерно, уроженец Варанаси :)