Режиссер:
Брюс Робинсон. Сценарий: Брюс Робинсон, Оператор: Питер Хэннан, Композиторы: Дэвид Дандас, Рик Вентуорф.
В главных ролях: Ричард Е.Грант, Пол МакГэнн. В ролях: Ричард Гриффитс, Ральф Браун.
Награды: Evening Standard British Film Awards — лучший сценарий..
Интересные факты о фильме:
Прототипом Уитнейла стал дружбан Брюса Робинсона Вивиан Макэролл, с которым он познакомился в 1964 году в Центральной школе риторики и драмы.
Имя "Уитнейл" идет из детства Робинсона. Это местный парень по имени Джонатан Уитнейл, который врезался в полицейскую машину на стоянке возле паба.
Уитнейла играет убежденный трезвенник Ричард Е.Грант. Только однажды он для убедительности выжрал махом стакан водки, после чего выпал в осадок. МакГэнн и Робинсон впоследствии сказали ему, что пленка никогда не видела ничего смешнее.
А еще как-то раз тайком в "напиток", который пил Грант, вместо воды налили уксус. Сцена, в которой он блюет на пол, также получилась очень убедительной.
Изначально сценарий Робинсона был романом. Причем с другой концовкой.
В фильме мог сыграть Дэниел Дэй-Льюис.
В 1968 году Брюс Робинсон играл Бенволио в "Ромео и Джульетте" Франко Дзеффирелли. Режиссер, будучи геем, постоянно пытался совратить его. Его повадки и манеру речи Робинсон использовал в своем фильме, наделив ими дядю Монти, который пытается совратить Марвуда.Версия для печати
Фильм Брюса Робинсона относится к диковинной, редкой, непопулярной разновидности кино – фильмам про алкоголиков. Такая тематика почти запретна, несмотря на то, что каждый третий житель планеты прикладывается к бутылочке, или прикладывался бы, если бы не различные сомнительные причины.
"Уитнейл и я" — картина выдающаяся, сверкающая драгоценным камнем в одном из углов божественного треугольника, величаво возвыщающегося над скудными прериями крепроградусного кино. Но я, конечно, не настаиваю. У каждого может быть своя "святая троица".
Герои фильма – молодые актеры-неудачники Уитнейл и Марвуд. В целях экономии они живут в одной квартире. Живут на пособие по безработице, но тратят его исключительно на выпивку. Рассказ ведется от лица Марвуда, но Брюс Робинсон, режиссер и автор сценария, выводит на первый план Уитнейла. Дело в том, что Марвуд продолжает ждать своего шанса и, если такой случай предоставится, готов отказаться от выпивки. Такие характеры зрителю интересны, но если бы Марвуд стал главным героем, фильм оказался бы совсем другим, и уж точно не стал бы культовым. Марвуд – это Афоня в благопристойном финале одноименного фильма. Афоня, приехавший в деревню, ищущий при помощи телефонистки Е.Симонову, Афоня, уставший от беспутной жизни алкаша-фантазера, Афоня-положительный.
Уитнейл – совсем другой типаж (алкоголики, как говорится, бывают разные). Самодовольный, злобный, вспыльчивый, резкий, иногда остроумный, всегда презрительный, подставляющий.
Марвуд предлагает Уитнейлу выбраться из Лондона загород, проветриться, обдумать жизнь. Уитнейл охотно идет навстречу другу: он вспоминает, что у него есть дядя, а у дяди есть загородный домик. Однако он не раскрывает перед Марвудом всех карт. Марвуд пока не знает, что дядя Уитнейла – злостный педик, и только потому, что Уитнейл сказал ему, что Марвуд якобы тоже гей, дядя согласился дать ключи. Ведь этот старый толстый хрыч, млеющий от садоводства и поэзии, сразу положил на Марвуда глаз!
Они едут в провинцию, и Марвуд не догадывается, что Уитнейл решил пожить за счет нежно влюбленного дяди.
Парни, не приспособленные к жизни в Лондоне, оказываются в еще более суровых условиях: в старом покосившемся загородном доме, без жратвы (с собой они взяли только бухло), в осенней сырости и холоде.
Когда они бредут по влажной траве в вязком ночном тумане, то чрезвычайно напоминают персонажей знаменитой сказки соотечественника Брюса Робинсона – Алана Александра Милна. Впереди с высоко поднятой головой плетется надменный Уитнейл, вслед за ним, понурив голову, тащится скромный Марвуд. Уитнейл, несмотря на дьявольскую худобу, реально напоминает Винни-Пуха. Водка заменяет ему мед, но ненасытность – та же. Та же и напористость, неизменно приводящая к конфузам. Та же толстокожесть. Его друг Пятачок, то есть, Марвуд – гораздо более приличен и чувствителен.
Фильм строится на контрастах. Вялый Марвуд оказывается более целеустремлен, чем энергичный и гораздо более заметный Уитнейл. Поэтому в конце концов Марвуд выигрывает партию игры в жизнь, — имеется в виду жизнь "нормальная", а не маргинальная.
Но большая часть зрительских симпатий уже отдана Уитнейлу…
Фильм прекрасен. Невероятно смешные диалоги, ситуации, потрясающе достоверная актерская игра. Брюс Робинсон не снял больше ничего хорошего, но одним этим фильмом застолбил место в вечности, в которой кто-нибудь то и дело квасит. Что ж, кто-то умеет снимать исключительно автобиографическое кино, а кто-то вообще никакого.