Аки Каурисмяки дебютировал в кино фильмом "Преступление и наказание". Да, он снят по тому самому роману, которым нас потчивали в школе.
Еще через четыре года появляется "Гамлет идет в бизнес".
Оба фильма объединяет одно. Их снимал финн.
После этой искрометной шутки я проведу короткий сравнительный анализ двух картин и выведу финна на чистую воду.
Дело даже не в том, что Каурисмяки осовременивает сюжет, переносит его в актуальную реальность. Дело в том, что Каурисмяки оставляет от литературных произведений (более того – классических литературных произведений!) один костяк, урезанную драматургию. Он жадно высасывает кровь мыслей, обгрызает души главных и второстепенных персонажей и оставляет лишь белую кость. "Преступление и наказание", например, напрочь лишается второй части, то есть, всей христианской подоплеки. Как вы думаете, почему первые кадры "Гамлет идет в бизнес" показывают нам поскуливающую собачку, привязанную к сценическому реквизиту (на первый взгляд кажется, что собачка сидит на подмостках сцены)? Она только что высосала вкусный мозг и полностью доглодала кость.
И все же "Гамлет идет в бизнес" — это "Гамлет". Перепутать, в общем, сложно. Говоря о "Гамлете", нельзя не отделаться от мысли, что теоретически это – самая аутентичная экранизация драмы Шекспира. Холодный, лаконичный, усмехающийся скандинав Аки Каурисмяки раскрывает характер скандинава Гамлета. Чтобы зрителю образ Гамлета был более понятен, Каурисмяки избавляет его от сомнительного трико и шпаги и наряжает в помятый костюм черно-бело-серого цвета. Гамлет, этот толстый увалень с тупым выражением лица, шатается как привидение по фамильному особняку и таскает с кухонного стола куски ветчины.
Прежде будучи совершенно не нужным деловому отцу – главе крупного финского концерна – Гамлет неожиданно становится нужным. Точнее говоря, он становится единственным человеком, который может исполнить непреклонимую волю отца. Отравленный отец сам превращается в привидение и вынужден таскаться по фамильному особняку, как раньше по нему таскался вполне живой Гамлет.
Конечно, Гамлет никакой не безумец. Это бездельник и лентяй, которому приходится стать исполнителем, потому что папа вдруг его заметил и обременил неоспоримым приказом: отомстить своим убийцам! "Делай то, что я тебе скажу, а мне пора возвращаться в ад, скоро начнется ужин", – вот так.
Гамлету дается пропуск во власть, более того, выдан набор директив, полезных советов и всего такого прочего. От карт-бланша Гамлет попытается урвать что-то и для себя: он долго и безнадежно пытался трахнуть Офелию, и теперь, как ему кажется, шансов у него становится больше. Но он обламывается. В отличие от своего предприимчивого папаши, чьи длинные руки дотягиваются до врагов даже с того света.
Конечно, наш Гамлет не будет задаваться вопросом "быть или не быть". А когда "все будет кончено", пустится в безхитростные откровения перед своим лакеем, давая исчерпывающие объяснения своим поступкам. Когда кровавая миссия Гамлета будет исполнена, он снова станет никому не нужным – в том числе и себе. И в этом его трагедия – по мнению Аки Каурисмяки.