Режиссер:
Кен Лоуч. Сценарий: Пол Лэвэрти, Оператор: Найджел Уиллогби, Композитор: Джордж Фентон.
В главных ролях: Кирстон Вэрэйнг, Джульет Эллис, Леслав Цурек. В ролях: Джо Стиффлит, Колин Коулин, Мэгги Расселл, Рэймонд Мернс.
Награды: МКФ в Венеции — "Золотая оселла" за лучший сценарий, Приз Европейского университета по правам человека, Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям..
Владимир Гордеев:
Гастарбайтеры в Лондоне, или Современное свободное рабство
Кен Лоуч примечателен тем, что снимает только остросоциальное кино. "Другое" и просто другое кино его не интересует. Наверное, дожив до преклонных лет, любому человеку с высоты приобретенного жизненного опыта хочется высказаться о мире, который его окружал, окружает и скоро перестанет окружать, но так и не изменится в лучшую сторону. Но что характерно именно для Лоуча, он даже в преклонные годы не утратил бунтарского духа, критического взгляда на устоявшийся порядок вещей. Люди любят афоризм: "Кто не был в юности революционером — лишён сердца, кто не перестал им быть в зрелом возрасте — лишён мозгов". Полагаю, что Лоуч не подал бы руки автору этого афоризма
Фильм подымает проблему гастарбайтеров из Восточной Европы, пытающихся найти работу в Лондоне. А также в Бирмингеме, Ливерпуле и так далее, — ситуация является общей для всех английских городов. Точно такая же ситуация и в России, что, безусловно, подчеркивает: наша страна порвала оковы сомнительного социалистического прошлого и вошла в новый свободный мир капиталистических отношений.
Участь всех гастарбайтеров мира одна и та же, — быть наёбанными. Вкалывать за гроши, чтобы в конце недели работодатель съебал, не заплатив тебе ни гроша.
Героиней фильма является 33-х летняя кадровичка Энджи, сменившая кучу работ, озлобленная на весь мир. Ей тоже не позавидуешь — низкий социальный статус, подчиненность сильным мира сего — волкам-работодателям, боязнь потерять работу и — отсюда — готовность быть униженной. Фильм начинается с того, что ее увольняют с последней работы как раз за неготовность быть униженной, и тогда Энджи решает погрызться за место под солнцем. Вместе со своей подругой Роуз она открывает собственное кадровое агенство и начинает работать по специальности — то есть, набирать гастарбайтеров на фабрики и другие предприятия, где востребован низкоквалифицированный труд. Делать свой бизнес — задача трудная. Особенно если он нелегален, и у тебя нет защиты со стороны государства. За полтора часа фильма Энджи превращается в охуенную суку. Но — побеждает. Финальные кадры — Украина. Энджи приезжает туда, чтобы наебать очередных простых, хороших людей, которые надеются, что радуга на логотипе компании Энджи принесет им в благословенной Англии удачу и счастье.
Когда люди делают бабки, они превращаются из людей в бездушные банкоматы. Может быть, деятельность таких вот "кадровых агенств" несет не только личную выгоду. Наверняка эта деятельность приносит какую-то пользу стране, однако человеческая цивилизация — это не одна Великобритания. Кен Лоуч озвучивает свою мысль устами отца Энджи; относящегося к адскому труду дочери с презрением: эти люди — учителя, врачи, журналисты вкалывают в Англии чернорабочими, вместо того, чтобы приносить пользу своей стране.
Кен Лоуч выступает против уродливого труда гастарбайтеров и против нелегальных иммигрантов. Он видит в этом огромное зло и, наверное, он прав.
Фильм сделан лаконично, в реалистической манере, без выпендрежа и блудомыслия.