Награды: Европейская киноакадемия — лучший композитор. Золотой глобус — лучший иностранный фильм. Awards of the Israeli Film Academy — лучший фильм, режиссер, сценарист, художник, монтаж, звук. British Independent Film Awards — лучший независимый иностранный фильм. Broadcast Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм. МКФ в Хихоне — лучший художник. Israel Awards — лучший фильм. Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший анимационный фильм. Palic Film Festival — "Золотая башня". КФ в Таллинне "Черные ночи" — Специальный приз жюри. Фестиваль экспериментального кино в Токио — Гран-При жюри. МКФ в Варшаве — Приз зрительских симпатий. .
Интересные факты о фильме:
Первый анимационный фильм, который был номинирован на "Оскара" в категории "Лучший фильм, снятый на иностранном языке".Версия для печати
"Вальс с Баширом" — пост-военная драма (если к Израилю вообще применимо прилагательное "пост-военный"). Главного героя фильма, сорокалетнего Ари, посреди ночи вытаскивает в кабак старый друг и делится своим наваждением: ему ежедневно снится один и тот же кошмар, — 26 страшных собак, которые несутся через город, останавливаются под его окнами и свирепо облаивают его. Друг может объяснить, откуда взялись эти собаки: 20 лет назад во время военных действий в Ливане он перестрелял 26 собак, которые могли разбудить спящее село и сорвать атаку.
Что касается самого Ари (который тоже воевал в Ливане), он помнит только одно из тех давних событий, — он и несколько других людей, вооруженных автоматами, выходят из моря на городской пляж. Здания многоэтажных отелей полуразрушены. В ночном небе тают огни сигнальных ракет. Он ничего не помнит о событиях 20-летней давности, кроме этой сцены. Потребность вспомнить становится для него таким же наваждением, как и это воспоминание.
Анимационный фильм Ари Фольмана — по сути детективная история, при этом болезненная и мрачная. При этом, чисто еврейский замес — психологическая терапия посредством извлечения наружу воспоминаний и, соответственно, избавление от них, — они сперва накапливаются, а потом сдуваются как пыль. Герой фильма, Фольман, расследует свое неприятное для воспоминаний прошлое, встречаясь с людьми, которые служили в его полку.
"Вальс с Баширом" — уникальная картина, странная смесь анимационного, художественного и документального кино. Видеоряд сопровождается спокойным закадровым комментарием однополчан Фольмана — примета рассудочного документального кино. Но поразительно то, что в финале зрителя настигает катарсис, — привилегия гораздо более эмоционального игрового кино.
Максом Рихтером написан шикарный, цепляющий саундтрек, отчасти напоминающий музыкальное сопровождение к "Цельнометаллической оболочке" Стенли Кубрика.
Кто же такой Башир? Он был христианским президентом Ливана, многоконфессионального государства. В конце 70-х в Ливане началась война между христианами и мусульманами, и христиане устроили резню палестинцев (которые, к слову бежали в Ливан после войны с Израилем). От этого конфликта, естественно, не остались в стороне израильтяне. Они выступили на стороне христиан и в результате стали молчаливыми, согласными свидетелями геноцида палестинцев. Эта трагедия, роизошедшая на глаз у 19-летнего Ари (предки которого погибли в концлагерях Германии), настолько потрясла его, что его память предпочла избавиться от любых свидетельств.
Этот сдержанный фильм обладает cильнейшим антивоенным пафосом. В моих глазах, он уже стал событием в истории кино – наряду с "Иди и смотри" и "Апокалипсисом сегодня".