Режиссер:
Луи Маль. Сценарий: Джон Гуар, Оператор: Ричард Сюпка, Композитор: Мишель Легран.
В главных ролях: Сьюзан Сарандон, Берт Ланкастер. В ролях: Мишель Пикколи, Холлис МакЛарен, Роберт Джой, Моузес Знеймер.
Награды: BAFTA — лучший режиссер, лучший актер (Б.Ланкастер). МКФ в Венеции — "Золотой лев" (Л.Маль). David di Donatello Awards — лучший иностранный актер (Б.Ланкастер). Fotogramas de Plata — лучший иностранный фильм, лучший иностранный актер (Б.Ланкастер). Sant Jordi Awards — лучший иностранный фильм. Genie Awards — лучший художник, лучшая иностранная актриса (С.Сарандон), лучшая актриса второго плана (К.Рейд). National Society of Film Critics Awards, USA — лучший фильм, режиссер, сценарий, актер (Б.Ланкастер). Boston Society of Film Critics Awards — лучший актер (Б.Ланкастер). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший актер (Б.Ланкастер), лучшая актриса (С.Сарандон). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, лучший сценарий, лучший актер (Б.Ланкастер). New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий, лучший актер (Б.Ланкастер).
National Film Preservation Board, USA.
Интересные факты о фильме:
Мишель Легран написал к фильму саундтрек, который в конечном итоге не был использован.
На главную роль рассматривался Роберт Митчум, однако продюсеры отвергли его кандидатуру. Виной тому стала пластическая операция, сделанная актером. Понятно, что такой типаж как Лу не мог себе сделать пластическую операцию.
В начале фильма Крисси восторгается гигантским слоном. Этот слон — фасад туристического центра, построенного в 1881 году. Центр был отреставрирован в 1971 году.
Франко-канадская кинокомпания дала деньги на съемки при условии, что Луи Маль уложится в указанные сроки. Но время шло, а Маль был крайне недоволен сценарием. Тогда Сюзан Сарандон сосватала ему своего приятеля, драматурга Джона Гуара. Тот быстро перелопатил сценарий и перенес действие в Атлантик Сити. В конечном итоге, уложились в сроки.Версия для печати
Действие криминального фильма разворачивается в небольшом канадском городе Атлантик-сити. Луи Маль создает впечатляющую картину упадка. Этакий Виннипег. Но Атлантик-сити имеет шанс на возрождение. Практически каждая натурная сцена — это сцена строительства. Городской бюджет пополняется исключительно за счет казино, хотя также ведется рыбный промысел. В фильме блестящие мизансцены. Легко и непринужденно Маль обрисовывает инфраструктуру города. Рыболовство считается моветоном. Все помыслы горожан связаны с казино. Забавно, что довольно грязная вещь, азартные игры, в умах людей оказывается наиболее чистой. Главная героиня фильма, Сюзан Сарандон, работает в рыбном фастфуде (лобстер в Атлантик-сити — вроде гамбургера в любом другом американском городе), но учится на крупье. Самая первая сцена в фильме: старик Лу, которого играет Берт Ланкастер, наблюдает через окно за соседкой Сарандон. Она намазывает руки и грудь лимонным соком. Эта сцена сильно возбуждает Лу, хотя, по своей сути, не является эротической. Мотивы Сарандон самые прозаичные: она хочет перебить ненавистный запах рыбы. Однако, старик не чувствует запаха рыбы, да его и невозможно уловить через оконное стекло. Все, что он улавливает, — запах тайны, аромат запретного плода.
Самая сильная сторона картины, которая вообще сделана очень продуманно, — абсолютно нестандартные персонажи для подобного жанра.
Например, Лу, самый видный персонаж фильма, великолепно сыгранный Ланкастером. Он ухаживает, в том числе оказывает сексуальные услуги, за вдовой крупного местного гангстера, давно погибшего. Лу живет в воображаемом мире. Посредством лимонного сока Салли отбивает запах рыбы, а для Лу — это ритуально действо, таинство. Точно так же он воображает себя крупной шишкой криминального мира, правда, вышедшей в тираж, но все еще уважаемой. Лу — придурок. Вроде тех гопников из спальных районов Санкт-Петербурга, которые сызмальства мечтают попасть в тюрьму, чтобы потом выйти и отомстить тем, кто их туда засадил, а потом снова сесть. Это, типа, круто. Лу — гопник-ветеран, который, к тому же, не стесняется сочинять "видные" факты своей криминальной биографии. Но, на самом деле, он никто. Изысканный фильм Луи Маля посвящен сбыче мечт. Судьба подводит Лу к тому, чтобы на закате своего жалкого существования он прикоснулся к тому, о чем всегда мечтал. К большим деньгам (в представлении Лу, а также других жителей города, это десять тысяч долларов) и большой игре. Это становится возможно благодаря мужу Салли и ее младшей сестре, которую он обрюхатил, а потом вместе с ней сбежал. Персонажи второстепенные, но очень яркие и выпуклые. Опять обращает на себя внимание лаконичное мастерство Маля, который буквально несколькими мазками умеет вырисовать характер персонажа. Первая фраза фильма принадлежит сестре. По приезду в Атлантик-сити, Крисси тычет пальцем в огромный и нелепый рекламный макет слона: "Ой, смотри, как здорово!" Бедная маленькая провинциальная идиотка, к тому же увлекающаяся эзотерикой. Что касается мужа Салли, Дэйва, то это мразь, каких мало. Отлично подобран не только актер, но и грим к актеру. У Дэйва вялые движения, рыбьи глаза, жидкая хиппарская бородка и усики. Он долго наблюдал за телефонной будкой в Филадельфии. Через будку осуществляется транзит кокаина. Стырив пакет с кокаином, Дэйв и его "вторая жена" едут в захолустный Атлантик-сити, чтобы в этой райской, безопасной тишине забарыжить пафосный наркотик. Но выглядит Дэйв настолько уебищно, что представитель местного полукриминального мира, промышляющий лотерейными билетами, советует ему обратиться за помощью к Лу, — старый фанфарон хотя бы выглядит презентабельно, — так пускай он и барыжит. Но довольно скоро в Атлантик-сити появляются два парня, истинные владельцы кокаина, серьезные ребята из большого города...