Режиссер:
Ларс фон Триер. Сценарий: Ларс фон Триер, Операторы: Каспер Хольм, Еспер Яргиль, Кристоффер Нюхольм.
В главных ролях: Бодиль Ёргенсон, Енс Альбинус, Анне Луизе Хассинг. В ролях: Троэльс Любю, Николай Ли Кос, Луизе Мириц, Хенрик Прип.
Награды: Bodil Awards — лучшая актриса (Б.Ёргенсон), лучший актер второго плана (Н.Ли Кос), лучшая актриса второго плана (А.Л.Хассинг). London Film Festival — Приз ФИПРЕССИ. Robert Festival — лучшая актриса (Б.Ёргенсон)..
"Идиоты" – второй фильм, сделанный в рамках знаменитого манифеста "Догма №5". Снятый на ручную камеру, основанный на актерской импровизации, фильм находится вне рамок жанра, как того требует "Догма №5". Фильм посвящен поискам и высвобождению "внутреннего идиота". Группа людей от 27 до 40 лет отдыхают от жизни, работы и семьи, выдавая себя за слабоумных. Они живут общиной в загородном доме, принадлежащем дяде Стоффера, который ничего не ведает о творящейся там вакханалии, а сам Стоффер является инициатором и идейным вдохновителем общины.
Проще всего было бы назвать подобное поведение героев эскапизмом, бегством от реальности, где жизнь человека подчинена суровым этическим законам и набирающей силу политкорректности. Но это не так. Жизнь Идиота точно так же находится в рамках. Идиот всегда под контролем. Идиот никогда не сможет убить другого человека, даже если этого захочет. Однако же герои фильма, которые постоянно меняются ролями (сегодня ты играешь идиота, а завтра ты играешь надзирателя), сами устанавливают рамки. Нельзя быть свободным полностью. Но герои делают свою жизнь более-менее подчиненной своей воле, а не воле, навязанной извне. Они сами ставят рамки себе и своим друзьям, которые "в теме", но, что самое важное, они ставят в рамки (как правило, очень неловкие и неудобные) окружающих их людей. Таким образом, это не эскапизм, а весьма действенный протест. Они вынуждают "спасаться бегством" ненавистный им мир, а сами доминируют.
Но все это только игра, пусть это даже игра, приносящая реальную пользу – то есть, сладкое чувство свободы. Они находятся в клетке, созданной своим собственными руками. Они – буржуа, представители среднего класса, и они никогда не сломают клетку, созданную своими собственными руками. Они не будут придуряться в своей собственной семье или в своем собственном офисе. Они держат при себе пути к отступлению. Полностью высвобождает "внутреннего идиота" только главная героиня фильма Карен, чья психика пошатнулась после смерти ребенка. Ей нечего терять. Поэтому, попав в общину, она держится особняком – и ее держат особняком. Кстати, на ее же примере показывается, какой может быть реакция общественности на псевдоидиота, которого общественности удается раскусить. Однако, Карен, главная героиня, – сквозной персонаж, персонаж-призрак.
Фильм является второй частью трилогии Фон Триера "Золотое сердце". Но это явно не "Танцующая в темнота" и не "Рассекая волны", в которых жизнь человека разматывается как катушка ниток, оставляя в итоге раздетый до кости, жалкий и скорбный труп. "Идиоты" не выматывают зрителя эмоционально. Фильм нельзя назвать цельным (в первую очередь за счет того, что Карен растворяется среди остальных персонажей). Он представляет собой всего лишь калейдоскоп, набор сцен с "чудачествами" мнимых идиотов. Правда, эти сцены – пугающе реалистичны. Некоторые из них поставлены просто великолепно. Например, когда один из персонажей фильма, влюбленный в девушку с реальным психическим расстройством, бросается грудью на автомобиль, в котором отец увозит девушку домой (похищает у общины, "спасает"). Парень прикидывается идиотом во время этой драматической разлуки, хотя любит девушку абсолютно искренне, по-настоящему. Почему он так себя ведет? Потому что прежде подобное поведение неизменно приносило дивиденды. Его нелепая идиотская эмоциональность одновременно и лжива и правдива. Кажется, у этого парня есть все шансы высвободить "внутреннего идиота", но станет ли от этого он счастлив?..