Награды: 1989 — Лучший оператор — Аллен Диво (BAFTА)
1989 — Лучшая музыка — Джон Уильямс (BAFTA)
1989 — Лучший звук — бригада звукорежиссёров (BAFTA)
1987 — Лучший фильм — бригада продюссеров (Christopher Award)
1988 — Лучший режиссёр — Стивен Спилберг (Kansas City Film Critics Circle Award, National Board of Review, USA)
1987 — Лучший молодой актёр — Кристиан Бейл (National Board of Review, USA, Young Artist Award).
Интересные факты о фильме:
Кристиана Бейла отобрали для роли на кастинге, в котором приняло участие больше 4000 мальчиков.
Камео: Джеймс Баллард играет одного из гостей на шанхайской вечеринке. К сожалению, в финальную версию картину попало только мгновение с ним в кадре.
Часть фильма о жизни в лагере была сильно урезана. Некоторые роли оказались существенно меньше, чем были в изначальном сценарии. Среди прочего, роль Миранды Ричардсон из одной из главных превратилась в почти эпизодическую.Версия для печати
19 апреля умер Баллард. Пожалуй, это одно из самых расстраивающих меня событий за последние пару лет. Таких писателей, как Баллард, раньше – в смысле, до него – не было, и по этой причине уже не так важно, будут ли они когда-либо в будущем. Человек, который сделал из фантастики раздел психиатрии, достоен того, чтобы мы здесь, на "Экранке", помянули его, как можем. В смысле, написали пару рецензий на фильмы, снятые по его книгам.
Первой известной киноработой по роману Балларда стала "Империя солнца", выделяющаяся из общего кино-потока тем, что в работе над ней сошлась целая плеяда разномодальных мастеров: по роману Балларда сценарий написал Том Стоппард, который экранизировал Стивен Спилберг, у которого снялся Кристиан Бейл, для которого это роль стала первой главной ролью в кино. Фильм этот проскакивал мимо меня уже лет пятнадцать, но смерть мэтра заставила меня устроить себе ликбез.
Вопреки распространённому мнению, фильм не провалился в прокате, хотя и стал самой низкокассовой картиной Стивена Спилберга за всю его карьеру. (Вспоминается парадокс "самого убыточного фильма" — ведь если фильм самый убыточный в истории, тогда его стОит посмотреть уже только потому, что он самый убыточный, а если все его посмотрят, то он перестанет быть самым убыточным...). Можно много рассуждать, почему так получилось, хотя каждый человек, который попытается посмотреть "Империю солнца", откровет для себя истину к концу второго часа: фильм невыносимо, невероятно тягомотен. Смутные, мрачные, как ноябрьские тучи в Бергене, воспоминания Балларда наложились на неторопливость и стремление раскрыть тему во что бы то ни стало Тома Стоппарда, и всё это помножилось на попытку Спилберга перестать быть режиссёром для масс, и стать Мастером Серьёзных Шедевров. Всё это средоточие пафоса и тягостности разбавляет только прекрасная игра удивительно бойкого, источающего жизненную энергию Кристиана Бейла.
Вообще, актёры в фильме играют очень хорошо. Я бы записал картину в актив и Бейлу, и Малковичу, и даже Джо Пантолиано. Но особенно хороша Миранда Ричардсон (нынешнему зрителю известная, в основном, по роли главной плохой тётки в фильме "Сонная лощина"). Её персонаж в картине настолько ярок, а каждое появление в кадре настолько хорошо запоминается, что даже миниатюрное присутствие (её почти целиком вырезали при монтаже) превратило её роль в одну из главных. Миранде Ричардсон вообще не везёт. А жаль, хорошая актриса.
Сюжет картины можно пересказать тремя словами, и представление о фильме по этим трём словам вы получите очень точное. Шанхай, сорок первый год. Сын английского дипломата, мальчик двенадцати лет, оказывается потерян при начале японского вторжения. Какое-то время он перекантовывается во всеобщей неразберихе, потом попадает в концлагерь, где и живёт до конца войны. Разные люди, разные судьбы, неразбериха – и на этом фоне происходит взросление Джеймса Балларда, который потерялся в возрасте двенадцати лет, а нашёлся уже в шестнадцать. (Вообще-то по картинам coming-of-age главный у нас Вова Гордеев, но сегодня карта выпала мне писать).
Как можно понять по всему вышеописанному, фильм не слишком меня впечатлил. Я не люблю заторможенное кино, и всё, что больше двух часов, считаю пришедшим от лукавого. Но есть в картине несколько вещей, которые цепляют. Во-первых, это, конечно, Бейл. Он действительно молодец. После этого фильма начинаешь понимать, что он с рождения был обречён стать звездой Голливуда номер один (шутка ли дело – подряд Бэтмена и Джона Коннора?!). А во-вторых, это пугающая и чарующая одновременно атмосфера глобального катаклизма, какого-то чудовищного котла, из которого никто не сможет выбраться без потерь. Картина прекрасно иллюстрирует войну, как нечто, что невозможно выиграть. Можно только проиграть больше или меньше. Баллард проиграл меньше. Парень-японец, запускавший самолётики через колючую проволоку, проиграл больше. Вот и всё. Это очень здорово для фильма 87-го года, мне казалось, что так о войне начали снимать только в конце девяностых.
Интересная, всё-таки, жизнь была у Балларда. Дай бог всем такую прожить.