Награды: 1998 — Лучший альтернативный фильм для взрослых (Adult Video News Award)
1996 — Спецприз жюри — Дэвид Кроненберг (Каннский кинофестиваль)
1996 — 6 разных призов — Genie Award.
Интересные факты о фильме:
Поскольку машина Воэна по ходу картины становилась всё более и более разбитой, в съёмках приняли участие 6 винтажных Линкольнов: на трёх персонажи ездили, один разбили, и два демонстрировали разные стадии разрушения машины.
Сексуальные сцены между главным героем и его секретаршей были вырезаны из фильма, потому что Кроненберг считал, что напряжение между персонажами в этих сценах "слишком хорошо" в отличие от других сцен картины.
В Британии фильм был частично забанен (в смысле, забанен в отдельных городах Британии).
Монолог Воэна о доброкачественной психопатологии взят слово в слово из книги Балларда "Выставка жестокости", опубликованной несколькими годами раньше "Катастрофы".
"Автокатастрофа" — единственная настоящая крупная экранизация Балларда. Слово "крупная" в предыдущем предложение позволяет мне отмести краткометражки и полу-любительскую "Выставку жестокости", а слово "настоящая" — экранизацию баллардовских воспоминаний, каковой является "Империя солнца". Нет, настоящий Баллард – это секс, драгз и рок-н-ролл. Это "Автокатастрофа". Это "Фабрика безкрайних грёз". Это "Кокаиновые ночи". К несчастью, с крупными экранизациями (да, да, со всеми двумя) Балларду не повезло.
Знакомство с "Автокатастрофой" я начал с книги (бывает и так). Естественно, творение Кроненберга прошло для меня в тени "оригинала", и каждый кадр я сравнивал с тем, как было у Балларда. Сравнение не в пользу Кроненберга.
Вообще, Кроненберг, конечно, в чём-то уникален. Он умеет убедить сам себя в чём-то, например в том, что Элиас Котеас – это круто, и вслед за этим он умудряется убедить в этом весь остальной мир. Ни до этого фильма, ни после него Элиас Котеас не играл нигде ни главных, ни даже просто крупных ролей. Зато после этой картины он с завидным постоянством играет психопатов. Кто-то думает, что это признак актёрского мастерства, но как по мне – это начало конца. Если актёр зациклился на психопатах – значит, когда-то где-то какой-то режиссёр в него поверил, и теперь актёр эксплуатирует этот единичный акт веры вместо того, чтобы хоть как-то расти в актёрском плане.
Надо, впрочем, отдать должное и Котеасу, и Кроненбергу. Воэн у них получился прекрасный, а это уже немало, учитывая, что наряду с Тайлером Дарденом это один из самых крутых персонажей современой прозы. Кроненбергу хорошо удаются взгляды, жесты, актёрская игра. Ему отлично удаётся безумие, в особенности – безумие коллективное. Но там, где надо брать чем-то другим – техническими ли средствами, или качеством съёмки, мэтр пасует. "Автокатастрофа" Балларда – это напряжение и драйв. Это скрежет металла и фраза "я кончаю". Собственно, скрежет металла и "я кончаю" и состаляют главное содержание книги. После просмотра же фильма в памяти не остаётся почти ничего, кроме безумных глаз Котеаса и уродливых шрамов на ногах красивых женщин. (Да, конечно, шрамы! Кроненбергу ещё охуительно удаются шрамы! Когда я стану большим, начну снимать кино, и буду показывать у себя в фильме шрам, я ради этого единственного кадра приглашу в съёмочную группу Дэвида Кроненберга – пусть он это сделает. Тут он кого хочешь за пояс заткнёт).
Картина до такой степени лишена энергии, что остаётся только догадываться, из каких соображений фильму дали в Каннах спец-приз жюри. Да ещё и Джеймс Спейдер. Нет, подождите. Спейдер достоин того, чтоб написать о нём отдельный абзац.
Джеймс Спейдер – это, сука, явление в мировом кино. Явление, практически равное по масштабам такому явлению, как "Стивен Содеберг". Причём оба они настолько масштабны, как явления, что объединение их в работе над одним фильмом должно было означать пиздец и апозиаписис всему живому. Что, собственно, и случилось с их пилотным проектом про импотентов, правду и аудио – проект просто сорвал мировой культуре резьбу. Мы с вами думаем, что живём в эпоху Тарантино? Хуй там. Мы живём в эпоху Стивена Содеберга и Джеймса Спейдера.
Так, о чём это я? Ах да, Спейдер. В фильме "Автокатастрофа" по нихуя необъяснимой прихоти Кроненберга Спейдер играет Джеймса Грэма Балларда. Собственно, главную роль. Учитывая, насколько снотворным влиянием обладает Спейдер (он владеет древне-китайской техникой снотворных лучей, испускаемых в зрителя), понятно, что он губит всё, что ещё осталось в фильме недогубленого. Несколько псевдо-эротических сцен с крутыми тётками (и Хантер, и Аркетт, и Унгер играют первоклассно, но в одиночку заниматься сексом невозможно!) выглядят издевательством над зрителем. Повторюсь: напряжения – ноль, энергии – ноль. И весь этот мёртвый груз на своей харизме и парочке отличных баллардовских монологов должен вытягивать Котеас. Судя по каннскому спец-призу – с грехом пополам справился.
Источал миазмы над плохими экранизациями Дядька Димка.