Владимир Гордеев:
Надгробный памятник сборной Англии по футболу образца 2006 года
Русские и зарубежные поклонники "Гола" и "Гола 2" уже выразили где только можно свое разочарование третью частью. Из "Гола 3" ушло самое главное – футбол. Молодая звезда мексиканского футбола Сантьяго Муньез, в первой части прыгнувший из грязи в князи – из мексиканских трущоб в "Ньюкастл Юнайтид", а во второй части – из "Ньюкастла" в "Реал Мадрид" (и Лигу Чемпионов), здесь оказывается второстепенным героем. Более того, время действия фильма – отпускная неделя накануне Чемпионата мира в Германии, когда футболисты занимаются всем чем угодно, кроме футбола: снимаются в рекламных роликах и кино. И, наконец, Муньез не сыграет на Чемпионате за сборную Мексики, – хотя это было заявлено во всех анонсах. Вместе с двумя своими друзьями, игроками английской сборной и мадридского Реала, он угодит в автомобильную катастрофу и останется за бортом большого спорта.
В 2005 году во время съемок первого "Гола" все были преисполнены энтузиазма. На трилогию был выделен огромный бюджет – около 100 миллионов долларов. И хотя не обошлось без сложностей (например, ушел Майкл Уинтерботтом, который должен был режиссеровать проект, а вместе с ним ушел актер Стеллан Скарсгаард), продюсеры сочились радужными надеждами. FIFA, которая также вложилась в съемки, в своем релизе рассказывала о том, с каким воодушевлением Свен Горан Эрикссон, возглавлявший тогда сборную Англию, играл маленькую роль-камео, и как харизматичен был Дэвид Бекхэм, выходя на поле перед камерами… Первый фильм получился неплохим, да и второй тоже… Однако, в капиталистическом мире все упирается в кассовые сборы. Несмотря на то, что футбол является спортом №1 на нашей маленькой голубой планете, первая часть не отбилась в прокате. Я так думаю, что на Земле, где большую часть занимает вода, людям больше нравится водное поло – просто они об этом еще не знают. Фильмы о футболе никогда не били рекордов кассовых сборов. Никогда! Футбол – это онлайновый вид спорта, это риал-тайм, это букмекеры и тотализатор, где все решают минуты, и потому киношные иллюзии вроде монтажа здесь не проканают. Вторая часть не просто не отбилась в прокате, а реально провалилась. И это при том, что продюсер Майк Джеффрис изначально говорил, что фильм – не только о футболе. Это фильм о любви. Это – динамичная и драматическая картина. Казалось бы, гламурная жизнь звезд спорта должна была привлечь дополнительную аудиторию, но этого не случилось. Потому что женская половина общества ненавидит футбол! Ненавидит за мужей, срывающихся с друзьями в бар и приходящих домой на ушах, за просранные выходные.
Авторы "Голов" отчаялись. От фильма категории А в "Голе" не осталось ничего. Рекламной кампании практически не было, осталась лишь инерция от масштабных первых кампаний. Похоже, все это было сделано с целью сберечь оставшиеся деньги вкладчиков.
Фильм откровенно мелодраматичен, он так же печален, как и поражение английской сборной в ¼ от Португалии. Первый "Гол" — пора надежд, старт международной карьеры. Второй "Гол" — карьерный пик. "Гол 3" — закат. Век спортсмена-профессионала недолог.
Довольно безыскусный фильм. Его снял режиссер Эндрю Морахан, автор, например, таких картин как "Горец 4: Последнее измерение" и "Убийство в сознании" (впрочем, он больше известен как клипмейкер). В первых "Голах" были роли-камео настоящих звезд мирового футбола. Теперь вымышленные звезды мирового футбола снимаются в ролях-камео. Друг Сантьяго Муньеза играет в какой-то готической хуйне, то ли клипе, то ли фильме. Сам Муньез, одетый в форму сборной Мексики, гарцует с мячом напротив синего фона, — его потом откеят и поместят на фон ревущих трибун. Такое ощущение, что "Гол 3" снимался в декорациях первых двух фильмов и перед Мораханом стояла одна единственная задача – показать "кухню", на которой создавались первые два фильма. Просветительство, конечно, это хорошо. Но поклонники "Голов" ждали несколько другого.