Режиссер:
Бастер Китон, Клайд Брукман. Сценарий: Эл Боусберг, Клайд Брукман, Бастер Китон, Чарльз Генри Смит, Операторы: Берт Хайнс, Деверо Дженнингс.
В главных ролях: Бастер Китон, Мэрион Мэк. В ролях: Глен Кэвендер, Джим Фарли, Фредерик Врум, Чарльз Генри Смит.
Интересные факты о фильме:
Китон называл этот фильм своим лучшим фильмом.
Финальная батальная сцена вызвала лесной пожар, который тушила вся съемочная группа.
В сцене, где Китон и Мэк опрокидывают огромный резервуар с водой, Китон не стал сообщать актрисе, что резервуар будет полон воды и опрокинется именно на ее персонажа. Поэтому шокированность девушки выглядит в кадре столь натурально.
В батальной сцене было задействовано 500 солдат национальной гвардии Орегона.
Сцена с крушением поезда и обвалом моста через реку была самой дорогой сценой в истории немого кино.
Бастер Китон снимал фильм в Орегоне, потому что антикварные поезда еще использовались на тамошних железных дорогах.Версия для печати
За десять лет до "Унесенных ветром" Бастер Китон снял свой фильм о войне между Севером и Югом и любви на фоне этой войны. Только получилось у него не в пример смешнее. Да и вообще, это не столько фильм о войне и мире, сколько фильм о битве паровозов, то есть, по сути, фильм катастроф и приключенческое кино. "Паровоз "Генерал" признан лучшей картиной Бастера Китона, в том числе самим автором, и хотя я отдаю предпочтение "Шерлоку-младшему", следует признать, что Китон снял эталонный фильм, оказавший огромное влияние на всю индустрию развлекательного американского кино. Например, ноги сериала про Индиану Джонса растут из "Генерала" (кстати, Спилберг никогда и не скрывал своего восхищения творчеством Китона).
Китону удалось создать интересный типаж. Он соткан из противоречий, также как и типаж, созданный Чаплином. Если "Бродяга" Чаплина был сам по себе органичной натурой, то поражал несоответствием его костюм: цивильный, даже элегантный верх и клоунский, нелепый низ. Персонажи Китона одеваются, напротив, органично, но их характер и поведение удивительны. Абсолютная невозмутимость, нулевая эмоциональность героя странным образом сочетается с импульсивностью поступков, а некоторая неуклюжесть и нерасторопность совсем уж странным манером уживаются с проворностью и кошачьей ловкостью. Герои Китона спонтанны, чрезмерно энергичны, но при этом хладнокровны как осьминоги, засчет этого возникает комический эффект.
Наивность же персонажа, его доброта и при этом отвага, доходящая до безрассудства, неизменно вызывают симпатию зрителя. К тому же герои Китона и Чаплина столь любимы зрителем потому, что относятся к той части социума, у которой никогда не бывает денег. Только если у Чаплина персонаж – совсем уж деклассированный элемент, бомж, бродяга, то у Китона – пролетарий.
В "Генерале" Китон играет Джона Грэя, машиниста поезда под названием "Генерал" (такой паровоз действительно существовал). Грэй — южанин, он влюблен в простую и приличную девушку-южанку. Когда начинается заварушка между Севером и Югом, отец и брат девушки записываются в армию, а Грэя в армию не берут, – считают, что он больше пригодится на железной дороге. Тут появляется типичное для фильмов Китона недоразумение. Отец сообщает Анабель, что Грэй вообще не был на призывном пункте, и она отказывается общаться с Грэем до тех пор, пока тот не наденет военную форму. Тот смиряется с поражением и грустно уезжает на паровозе вдаль. Начинаются боевые действия, и лазутчики угоняют паровоз Грэя (этот факт действительно имел место быть во время Гражданской войны). Тот, в свою очередь, угоняет бесхозный паровоз, покуда машинисты перекусывают, и мчит в погоню – сперва по нейтральной территории, а потом все глубже проникая в тыл врага. Начинается целая кавалькада приключений и трюков, которые вскоре приобретают романтический оттенок: выясняется, что в угнанном северянами паровозе в единственном прицепленном вагоне находится девушка Грэя…