Режиссер:
Маттео Гарроне. Сценарий: Маттео Гарроне (и компания) по книге Роберто Савьяно.
В главных ролях: Джанфелице Импарато, Николо Манта, Кармине Патерностер, Сальваторе Канталупо, Марко Марок, Чиро Петроне. В ролях: Тони Сервилло и другие.
Награды: 2008 — Гран-при — Маттео Гарроне (Каннский кинофестиваль)
2008 — Лучший сценарий — Маттео Гарроне и компания (Чикагский международный кинофестиваль)
2008 — Лучший иностранный фильм — (Satellite Award, Sant Jordi Award, Munich Film Festival)
и ещё куча национальных итальянских премий..
Интересные факты о фильме:
Перед съёмками фильма режиссёр Маттео Гарроне жил два месяца в печально известном неаполитанской квартале Скампия.
Автор романа Роберто Савьяно неоднократно получал угрозы от Каморры за то, что изображает их жизнь в книге и фильме, и сейчас живёт под постоянной полицейской охраной.
В сентябре 2008 года в Италии разразился скандал по поводу того, что в съёмках фильма участвовали люди, реально связанные с мафией. На "Экранке" была новость на эту тему.Версия для печати
Полу-мокьюментари, продолжающее традиции итальянского нео-реализма, "Гоморра" — это бытописание жизни обитателей самого мрачного из неаполитанских кварталов – Скампии. Большой метраж, неторопливая манера, и отсутствие каких бы то ни было пояснений делают из "Гоморры" один из самых сложных для восприятия зрителя фильмов за последний год – во всяком случае, я понял до конца суть происходивших на экране событий лишь после того, как прочитал сюжет картины на Википедии.
Пять разных историй нескольких людей, никак не связанных между собой, и показывающих жизнь современной Каморры – от мальчика-посыльного, случайно находящего на улице пистолет, до мафиози, зарабатывающего на захоронении токсичных отходов. Центральная сюжетная линия – во всяком случае, она как-то показалась мне заметнее других, и именно её финал является финалом картины – история двух малолетних долбоёбов, решивших поиграть в Тони Монтану, и получивших по пуле на рыло.
Жизнь Скампии удивительно хуёва даже по нашим, пост-советским меркам. Чудовищные, размером с квартал, блочные дома, всё больше и больше приходящие в упадок, огромное (как для спального района) население, невероятная безработица, и фантастический уровень преступности. Гигантская трущоба, где можно жить, как в подполье, годами не выходя на свежий воздух, со своим микрокосмом, своими правилами и порядками, своими профессиями и занятиями, своим жизненным ритмом – от облавы до облавы. Те, кто вчера были твоими друзьями, сегодня могут оказаться врагами, те, кто вчера жил строго "по понятиям", сегодня уже – отъявленные беспредельщики.
Пять сюжетных линий, ни одна из которых толком не вводится, половина ничем не заканчивается, и по большей части в них ничего особенного не происходит – тебе просто показывают обыденную рутину обитателей микрорайона. Уловить в происходящем какой-то смысл, как я уже сказал, чрезвычайно сложно, и главным действующим лицом становится атмосфера упадка и общего охуения от того, что где-то, блять, люди жируют, а тут сидят в говне, и не знают, что делать. Охуение это сквозит во всём, что делают персонажи – и у них оно больше, чем у зрителя, потому что зритель уже смотрел кучу фильмов о всяких безобразных районах, где всё гораздо хуже – "Город бога", к примеру, куда колоритнее, а персонажи меж тем сидят не где-то в фавеле, блять, а в одном из крупнейших городов развитого европейского государства, члена большой восьмёрки, между прочим. И всё равно сидят в говне по горло, и не знают, куда дальше.
В конце, после того, как завершится последняя сюжетная линия (собственно, она единственная по-настоящему завершается), нам покажут какой-то редкостный по уёбищности титр, что-то про молодёжь, которой некуда себя приткнуть. Ну, мол, раз мы не создаём рабочие места, то их создаёт Каморра. В общем-то, справедливо, только нихуя не понятно, какой вывод мы должны из этого сделать.