Режиссер:
Леонид Луков. Сценарий: Владимир Алексеев, Борис Горбатов, Оператор: Михаил Кириллов, Композитор: Тихон Хренников.
В главных ролях: Петр Алейников, Василий Меркурьев, Борис Чирков, Андрей Петров. В ролях: Виктор Хохряков, Михаил Геловани, Сергей Лукьянов, Клара Лучко, Иван Пельтцер, Алексей Грибов, А. Мансветов, Г. Пасечник.
Награды: МКФ в Карловых Варах — премия труда. II Сталинская премия Государственная премия СССР Василию Меркурьеву. Сталинские премии за сценарий, музыку, .
Во второй серии "Большой жизни" персонаж по имени Макар Ляготин искупал вину, нанесенную своим согражданам-шахтерам в первой серии фильма. Леониду Лукову, постановщику этой картины, тоже пришлось искупать вину, – вторая серия "Большой жизни" была подвергнута партийной обструкции и залегла на полку.
И вот в 1950-м году Луков снял "Донецких шахтеров". Композитора Николая Богословского, которому досталось за "кабацкую меланхолию", Луков не стал приглашать на свой новый проект, его заменил Тихон Хренников. К Хренникову у руководства претензий не было никаких, более того, за музыку к фильму "В 6 часов вечера после войны", снятого в том же 1946 году, что и многострадальная вторая серия "Большой жизни", он получил Сталинскую премию II степени.
Сталин, ЦК и Худсовет министерства пришли к общему выводу, что вторая часть фильма "Большая жизнь" содержит ряд неисправимых ошибок. "Я не знаю, как это исправить, если вы знаете – то исправляйте", – сказал Сталин Лукову. Ну, а раз не знает Сталин, то откуда знать Лукову? В итоге сумму в размере 4 миллионов 700 тысяч рублей похерили, а Лукову дали еще один шанс, денег и двух новых сценаристов – Владимира Алексеева и Б.Горбатова, которые написали сценарий с таким сюжетом, который я уже и вспомнить-то не могу, хотя смотрел фильм всего несколько дней назад. Помню только, что Луков исправил свою главную ошибку: сделал фильм не о "мускульной силе" (по меткому замечанию товарища Жданова), а о машинах. Весь сюжет крутится вокруг новой технической разработки – горном комбайне, который привез на Донбасс молодой прогрессивный инженер. Комбайн постоянно ломается, инженер днюет и ночует в шахте, но находит поддержку среди шахтеров. Это чистой воды производственный роман, главный герой которого – комбайн. Впрочем, люди в кадре тоже присутствуют. Кажется, есть свадьба, справленная с размахом, есть шахтерский юбилей. Церемонии проводятся в роскошных дворцах культуры, а столы убраны с таким шиком, какой встретишь лишь на страницах "Кулинарии" (Государственное издательство торговой литературы, 1955 год, Москва). Луков снял подлинно гламурный рабочий фильм. В нем нет живых человеческих образов, есть отлакированные куклы, хотя и ненастолько искусственные, как в нынешних журналах или фильмах. Фильм идеологически выверен и воспитывает в нетребовательном зрителе хороший кинематографический вкус. Об этом свидетельствует ряд премий. Такая скучная картина не может понравиться нормальному зрителю (а я считаю себя нормальным, ну или по-крайней мере, квазинормальным зрителем). Что ж… будем работать над собой. Искупать вину. Пересматривать фильм раз, другой, третий.