Жанр "вестерн" в Голливуде то и дело переосмысляется. Времена Уэйна давно в прошлом – мало кто сейчас вспомнит (из современных неискушенных зрителей), что это за крендель. Почти забыт Сэм Пекинпа. Пепел с сигары Клинта Иствуда перекинулся на владельца и скоро дойдет до сапог.
Это у них.
У нас забыт Гойко Митич, а с развала Союза фильмы про индейцев вообще не снимают. Цивилизация индейцев, которая погибла более ста лет назад, всего лишь двадцать лет назад перестала быть нашим верным союзником в идеологической борьбе против капитализма.
В общем, вестерн умер повсеместно. Он только побился немного в агонии во время "Танцев с волками" и "Непрощенного".
Вестерн пытались осовременить. Например, "С приходом тьмы", "Горбатая гора" — интересные картины. Но трюк с модернизацией нас в данный момент не занимает.
В 1998 году Трэй Паркер снял "Каннибал! Мюзикл", а три года спустя Антония Берд сняла фильм "Людоед". Классические вестерны – и в то же время удивительные и по-своему прекрасные фильмы. Потому что Берд и Паркер не побоялись разбавить тесный, устоявшийся жанр вливаниями свежей жанровой крови (плюс еще, конечно, режиссерский талант). Фильмы объединены общей темой. Но в данном случае даже не столько любопытен паркеровский трэш (это все-таки узкий стеб над золотоискателями), сколько полновесный вестерн Антонии Берд, где есть всё, что необходимо для настоящего вестерна: индейцы, форты, американские солдаты, переселенцы, голод, девственные леса, трескучие морозы, смерть.
Берд благополучно скрестила вестерн с хоррором. И ребенок выжил.
Дж.Т.Петти в "Зарывающих" попробовал пойти по тому же пути, но ему не хватило ни задора Паркера, ни мастерства Берд. В принципе, Петти снял обычный фильм-квест. На поселение совершается нападение, пропадают несколько белых людей. Вина, как водится, ложится на диких индейцев. Несколько фермеров (а в то время все фермеры были боевиками) отправляются на поиски. Сначала они идут по следам вместе с отрядом военных, а потом они с этим отрядом расходятся – по идеологическим, нравственным и прочим соображениям. Фермеры, в отличие от тупых офицеров, соображают, что виновниками исчезновения были не индейцы, а что-то иное… Тут, собственно, и начинается хоррор.
Довольно вялое действие компенсируется необычной развязкой. Она могла выглядеть совершенно идиотски, но Петти каким-то образом удалось показать и доказать, что не все начинания заканчиваются успешно. Фильм заканчивается приятным и честным разочарованием.