Режиссер:
Рики Лау. Сценарий — Рики Лау, Чеук-Хон Зето, Бэрри Вонг по рассказу Йинга Вонга, оператор — Питер Нгор, музыка — Мелоди Бэнк.
В главных ролях: Чин-Йинг Лам, Сиу-ху Чин, Рики Хуи. В ролях: Мун Ли, Билли Лау, Юэнь Ва, Ма Ву, Полин Вонг, др.
Награды: национальная премия Гонконга — приз за лучшую музыку. Что довольно остроумно, он был номинирован практически на все награды, но получил только эту..
Интересные факты о фильме:
- фильм оказался таким удачным, что положил начало целой франшизе, — Рики Лау снял еще четыре фильма, затем была снята трилогия "Новый мистер Вампир".
Обаятельная комедия ужасов. Для меня — тот редкий фильм, начав который смотреть, сразу проникаешься к нему симпатией. Он сразу стал для меня родным, чем-то вроде "Иван Васильевич меняет профессию". Говоря о "Мистере Вампире", американские кинокритики вспоминают немое кино (слэпстики), а я моментально вспомнил эксцентрические комедии Гайдая. И это притом, что азиатские (гонконгские, китайские и особенно японские) комедии никогда не смешили меня и не забавляли, казались мне совершенно никчемными. Сейчас могу вспомнить только одно исключение – "Банзай, режиссер!" Китано. Ну, вот появилось еще одно исключение.
В "Мистере Вампире" масса условностей. Иногда возникает чувство, что фильм сделан на полном расслабоне, через пень-колоду, но это та самая "контролируемая глупость", о которой тёр Дон Хуан Кастанеде. Присмотревшись, понимаешь, что фильм полностью придуман и продуман, а потому органичен и непротиворечив. Как это ни странно, в нем даже есть страшные моменты.
Действие происходит (об этом можно догадаться по маузеру в руках капитана сельской милиции), в 20-х годах прошлого столетия, в захолустной деревне. Главный герой – даос, владелец морга. У него два молодых помощника-раздолбая.
У него также имеется приятель-зомбивод, который при помощи магии использует мертвых односельчан в своих целях.
Это самый оригинальный фильм о вампирах и их повадках. Вампиры у Рики Лау прыгают как зайцы. Точнее говоря, как артисты детских театров, изображающие зайцев. Выглядит это одновременно смешно и устрашающе – потому что они разрушают всё, что попадается им на пути.
Дэвид Линч, например, тоже просек фишку с зайцами, хотя и не сразу, конечно.
Сюжет в фильме не слишком интересен. Грубо говоря, это история о том, как даос и его ученики защищают молодую девушку от посягательств дедушки-вурдалака. Но охеренно показана магия вперемешку с martial arts: пассы – удар, заклинание – затрещина. Свободно и непринужденно режиссер создает новый (китайский) миф о вампирах, где фигурируют задержка дыхания, куриная кровь, пюре из яиц кобры, красные чернила, липкий рис и т.д.
У сюжетного русла имеется рукав с кисельными берегами, – восхитительно-комическая и в то же время романтическая, печальная лав-стори. Наверное, каждый кто читал сборник сказок "Лисьи чары" Ляо Чжая, надолго запомнил эти тексты о старом Китае, где соблазнительные женщины-лисы (оборотни) очаровывают, подобно нашим русалкам, мужчин, путают людям реальность и высасывают из них жизненные силы. Один из учеников даоса подвергается наваждению со стороны такой лисы. Само это "очарование", и борьба с оным, показываются настолько изобретательно, комично и легко, что это, в свою очередь, не может не очаровывать. Для одной из "лисьих" сцен написана песенка (единственная на весь саундтрек), которая мне очень понравилась, но которую я не нашел в интернете – придется вырезать из фильма. Да и вообще, кстати, музыка к фильму замечательная.
То, что фильм породил серию продолжений, отнюдь неудивительно. Вот только смотреть я их не буду – боюсь разочароваться.
Дурноватая, но чертовски задорная гонконгская комедия положений. Актёры чудовищно переигрывают, но поток дурацких ситуаций, которые всё не иссякают, и настроение персонажей в кадре выдают авторов: тех, кто делал этот фильм, очень, нечеловечески прёт всё, что происходит на съёмочной площадке.
Название фильма, по-моему, немного адаптировано для западного зрителя: в моем переводе персонажи не говорили "вампир", они употребляли слово "мертвец", и общий антураж – такой китайско-национальный. Там ещё про тётку-призрака (совсем уж не из той оперы), и каких-то прыгающих зомби есть. То есть, это такая аутентичная китайская мифология о ходячих мертвецах, а слово "Вампир" добавили потом, чтоб нам понятнее было. Хотя я, признаться, и "Мистера вампира" и "Мистера мертвеца" производства Гонконга 1985 года не стал бы смотреть без дополнительных рекомендаций.
Сюжет фильма пересказывать бессмысленно: главные герои – два оболдуя, работающие в морге (или его аналоге – дело происходит в каком-то странном вневременье, то ли начало двадцатого века, то ли середина, то ли вообще девятнадцатый век), и их учитель – специалист по мертвецам и захоронениям. Куча идиотских ситуаций подаётся в антураже совершенно незнакомой нам фактуры, и потому смотреть интересно с самого начала – и до самого конца. Местами – просто весело, местами – действительно смешно.
Если говорить двумя словами (а я, уже, в общем, всё написал, мне больше о фильме сказать нечего) – к просмотру рекомендовано.
Чтобы поразвлечься, заказала в Разделочную любимый фильм Зилича, и Зилич не разочаровал. "Мистер Вампир" — это отличный мистически-комедийный боевик с участием устрашающе прыгающих к жертве мертвецов и дурашливых эклектичных эпизодов. Фильм многократно меняет свои курсы, то притворяясь чередой комических сцен, то наддавая страха. Иноземный колорит и участие монаха-экзорциста вдыхают в старый фильм жизнь. Мертвец скрежещет зубами под землей, два бестолковых ученика сражаются с духами, а призрак наблюдает за всеми.
"Мистер Вампир" — это классика гонконгского развлекательного кино, как она есть. Все краски и особенности жанра, словно на ладони. Если хочешь почувствовать себя ребенком, дорвавшимся до видеомагнитофона, — врубай "Мастера Вампира". Плюс это как минимум оригинальная добавка в фильмографию фаната вампирского кинематографа, потому что такой специфики и таких методов борьбы в других местах не увидишь точно. Мистер Вампир припрыгает за тобой!