Режиссер:
Стенли Крамер. Сценарий: Джон Пэкстон, Джеймс Ли Баррет (по роману Невила Шюта), Операторы: Дэниел Л. Фэпп, Джузеппе Ротунно, Композитор: Эрнест Голд.
В главных ролях: Ава Гарднер, Грегори Пек, Энтони Перкинс, Фред Астер. В ролях: Донна Андерсон, Джон Тейт, Харп МакГуайр, Лола Брукс.
Награды: "Золотой глобус" — лучшая музыка. BAFTA — UN Award. Blue Ribbon Awards — Лучший иностранный фильм..
Интересные факты о фильме:
По слухам, полицейские и охранники, стерегущие мост "Золотые врата" в Сан-Франциско, получили каждый по пятьсот долларов за то, что тормозили проезжающие автомобили, пока Крамер снимал апокалиптические кадры осиротевшего без человека моста.
С этого фильма у знаменитого танцора и героя мюзиклов Фреда Астера началась карьера драматического артиста.
Некоторые улицы австралийского пригорода Бервика, где проходили съемки, впоследствии были названы именами участников проекта: Гарднер-стрит, Шют-авеню, Крамер-драйв.
Для Авы Гарднер фильм стал первым "фрилансерским" проектом после того, как закончилась ее 20-летняя контрактная кабала.
Грегори Пек всегда выступал против гонки атомных вооружений, поэтому съемка в данном фильме была для него делом чести.
Стенли Крамер, начинавший как независимый продюсер и снискавший на этом поприще славу (в частности, он продюсировал культового "Дикаря" с молодым Марлоном Брандо), с середины 50-х стал снимать сам. Многие фильмы Крамера с успехом шли в советском прокате, Крамер у нас считался "левым". Кроме того, он никогда не бросался в формалистические изыски, неизменно придерживаясь строго реалистического стиля. Реалистического, разумеется, относительно голливудского мейнстрима. Серьезность выбранных сюжетов не влияла на увлекательность и, так сказать, "привычность" повествования.
"На берегу" – фильм уникальный. Это первый значительный пост-апокалиптический, пост-ядерный фильм в истории кино. И, возможно, лучший фильм на эту тему. По-крайней мере, лучших фильмов я не видел.
События происходят в 1964 году. Австралия осталась единственным континентом, уцелевшим после III Мировой войны. Радиоактивный фон повышен, но жить еще можно. Однако через несколько месяцев радиоактивные облака, или что там у них (фильм сделан в жанре фантастики, поэтому не очень понятно), доберутся и до зеленого континента. На Земле не останется людей.
Депрессивная эсхатологическая драма в фильме Крамера вступает в конфронтацию с голливудской мелодрамой. Главные герои фильма – австралийская военная элита: адмиралы, офицеры, их друзья и родственники. Возможно, Крамер своим фильмом обращался не столько к массам, которые не могут повлиять ни на что, сколько пытался достучаться до "сильных мира сего". Но, с другой стороны, обывателям всегда интереснее смотреть на ту сладкую жизнь, которая им недоступна и о которой они ничего не знают. Однако, какие бы соображения не посещали Крамера до съемок, а высказывание у него получилось мощным, понятным для массового зрителя и удобно перевариваемым. Тем более, что гибель всего живого уравнивает всё живое между собой, независимо от социального статуса. Тем более, что в фильме заняты классные и, что важно, знаменитые, хорошо узнаваемые актеры, с которыми зритель конца 50-х сжился, полюбил их всем сердцем, и которые теперь должны умереть. Каждый дурак неизменно придет к выводу, что война, особенно ядерная, – зло. Потому что каким бы ты ни был знаменитым и любимым, тебе все одно придет пиздец.
Интересна реакция персонажей фильма на грядущую гибель. Не только главных персонажей, но и второстепенных, и массовки. Какая-то таинственная, парадоксальная сдержанность не позволяет им впасть в отчаяние, превратиться в скот, начать безумно прожигать жизнь, не сообразуясь с жизнями окружающих. Напротив, молодой, но вышколенный австралийский офицер, повинуясь приказу командования, отправляется в четырехмесячный заплыв на американской подводной лодке, оставив дома молодую жену с годовалым ребенком, а вместе с ними – смертоносные таблетки, чтобы, в случае чего, они не мучались. Два старых пьяницы, одетых с иголочки, днюют и ночуют в элитном клубе, интеллигентно сожалея лишь о том, что, видимо, не успеют прикончить до конца припасы выдержанного портвейна. Американский офицер создает внутри своей души уютный мирок, где до сих пор ничего не случилось, где жена и дети ждут его на родине… Или вот еще характерная сцена. Радиоточки передают, что жить осталось неделю. Мэр торжественно открывает сезон ловли лосося, — причем открывает на три недели раньше обычного. И вот только получив разрешение мэра народ толпами валит ловить рыбу. Героиня Авы Гарднер заливисто хохочет, когда герой Грегори Пека падает в воду, пытаясь распутать удочку... На берегу тусуется отряд бойскаутов, вместо того, чтобы коротать оставшиеся часы в кругу семьи...
Люди изо всех сил пытаются жить обычной жизнью, не думать о плохом. Это ли не признак высокой культурности человеческой цивилизации?
P.S. Совершенно великолепно показана умершая Земля. Пустые континенты, вдоль которых ходит атомная подводная лодка с героями на борту... Океаны, лишенные рыбы... Очень трогательна сцена с моряком, который через шлюз вырывается "на волю" и плывет к песчаным берегам родного Сан-Франциско, чтобы убедиться в том, что его родители спят вечным сном в своей квартире. Наутро он сидит на пирсе и удит несуществующую рыбу, а с ним с борта подлодки ведет беседу командир, прекрасно понимающий, что не может взять убегшего старшину на борт. Впрочем, тому на борт и не нужно. Зачем ему туда? Всё кончено. Но он хочет умереть, растворившись в обыденности. В обыденности, которой больше нет.
Про что? 1964 год. Конфликт между США и СССР вызвал обмен ядерными ударами, уничтожившими не только врагов, но и все северное полушарие. Австралия – последний оплот цивилизации, но все понимают, что это временно. Всего через несколько месяцев радиоактивные осадки доберутся до южных широт и уничтожат все живое.
На улицах Сиднея и Мельбурна по прежнему кипит жизнь: люди ходят на работу и рожают детей, читают книги и готовят гамбургеры, но ощущение тотальной безнадеги уже поразило общество. Все постепенно готовятся к смерти, представляя за завтраком как они будут убивать своих родных и близких, чтобы избавить их от мучений.
Главный герой – капитан американской подводной лодки "Соуфиш", избежавшей участия в военных действиях и пришвартованной у австралийского берега. В начале фильма его радист принимает сигнал о помощи с военной базы в Сан-Диего, и экипаж субмарины решает отправиться на поиски выживших.
Перед ними предстают пейзажи погибшей Америки – пустые улицы, вымершие города. На базе в Сан-Диего подводники понимают, что сигнал о помощи – всего лишь случайность, упавшая бутылка "кока-колы" оживала от сквозняка и стучала все это время по клавишам. Что еще хуже — на территории Штатов не осталось живых существ, радиация убивает за пару суток даже самый крепкий организм.
Несмотря на этот факт, многие моряки предпочитают дезертировать и покинуть субмарину, чтобы просто умереть на родной земле.
В чем фишка? "На последнем берегу" — первый фильм про "пост-ядер", снятый с приличным бюджетом и актерами категории "а".
До его появления на свет тема Третьей Мировой считалась привилегией паникеров и провокаторов; критики с восторгом уничтожали каждую подобную картину, обвиняя ее авторов едва ли не в государственной измене. Времена тогда в Штатах, надо заметить, стояли суровые: "холодная война", боевые действия в Корее, "охота на ведьм". За внеочередное "apocalypse porno" можно было хорошо получить по мозгам и по кошельку.
Стенли Крамеру в этом отношении было почти по барабану, он уже лет десять снимал высокобюджетные фильмы-провокации. Про евреев и про негров, серийных убийц и циничных юристов. Тема ядерной катастрофы прекрасно ложилась в эту грядку, и пиарщики Крамера выжали из нее все соки. Главный козырь рекламной кампании от MGM: фильм выходит одновременно во всех кинотеатрах мира (даже в Советском Союзе), что для 1959 года было событием невиданного размаха.
Из-за подобных рекламных фокусов Пентагон отказался сотрудничать с Крамером, и ему пришлось снимать свой фильм на борту британской (!) подлодки. Подобных непредсказуемых расходов во время съемок было целое море. В серьезную копеечку продюсерам влетела одна лишь попытка закрыть в Сан-Франциско переправу через Золотые Ворота, пусть даже и всего на одну минутку.
Ну и как фильм? Сейчас – довольно скучно. Мутантов нет, рейдеров – нет, радиоактивного мяса – тоже нет. Герои два с половиной часа уныло блуждают по экрану, грустно смотря в глаза друг друга и готовясь к смерти cловно герои японской артхаусной драмы.
В первой половине "Берег" смотрится особенно тоскливо из-за Авы Гарднер. Крамер завербовал актрису сразу после ее разрыва с Fox, поэтому был вынужден отдать почти весь свой фильм истории ее романа с героем Грегори Пека. Писатель Невилл Шьют, по книге которого и был поставлен "Берег", остался этим фактом просто убит. В его романе героиня Авы – 20-летняя умненькая блондинка, которую так никто и не выебал; капитан субмарины оказался человеком принципов, поэтому остался верен своей погибшей жене.
Инвесторы Крамера решили, что это полная хрень; нормальный мужик никогда не откажется от секса с Авой, особенно перед лицом неминуемой гибели цивилизации. Одним словом, полфильма – коту под хвост. Остальное – смотрибельно, но уже неактуально.
Где скачать? http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=89881