Режиссер:
Джон Карпентер. Сценарий: Мартин Куотермасс, Оператор: Гэри Б. Кибби, Композиторы: Джон Карпентер, Алан Ховарт.
В главных ролях: Дональд Плезенс, Джеймисон Паркер, Виктор Вон, Лиза Блон. В ролях: Деннис Дун, Сьюзэн Блэнчард, Энн Мари Ховард, Энн Йен.
Награды: МКФ фильмов ужасов и фантастики в Авориазе — Приз кинокритиков..
Интересные факты о фильме:
Персонажа Дональда Плезенса зовут так же, как звали его персонажа в "Хэллоуине", — Лумис.
В эпизоде, где бомж с велосипедом атакует студента, снялся Элис Купер. В том же году вышел его альбом под названием "Prince of Darkness". Впоследствии Купер использовал велосипед в качестве реквизита для своего "шоу ужасов Элиса Купера".
Карпентер выпустил альтернативный вариант для ТВ. В телевизионном варианте нет секты "спящих", а все, что происходит на экране, — кошмарный сон Брайана Маршла.Версия для печати
Владимир Гордеев:
Взгляд Карпентера за пределы чувственной Вселенной!
Второй фильм карпентеровской "трилогии апокалипсиса" (первым был "Нечто" 1982 года, последним стал "В пасти безумия" 1995 года).
Католический священник Лумис состоит в секте "спящих", которая две тысячи лет стережет странный сосуд, находящийся в церковном подземелье. Внутри сосуда шевелится антихрист, пребывающий до поры до времени в агрегатном состоянии. Враг человечества был загнан в этот сосуд две тысячи лет назад, но теперь он должен проснуться и сорвать засовы. Лумис просит профессора Билока провести масштабные исследования, подготовить солидную научную базу и ознакомить человечество с неприятным известием о конце света. В церкви собирается толпа студентов-дипломников, которым Билок посулил зачеты, если они помогут ему в работе. В это время мир кругом начинает меняться, а местные зомбиподобные бомжи, одержимые злом, окружают церковь…
Карпентер написал сценарий под псевдонимом Мартин Куотермасс. Он неоднократно признавался в симпатиях к Лавкрафту, и у фильма "Князь тьмы" — типичный лавкрафтовский сюжет. По сути, это такой же трибьют Лавкрафту, как и "В пасти безумия". Лавкрафт был атеистом, и Карпентер идет по его стопам. Краткое описание сюжета, которое я дал, очень обманчиво. Может показаться, что перед нами обычный оккультный хоррор, но на самом деле, это вовсе не так. Карпентер никогда не снимал мистику, и этот материалистический фильм не является исключением. Приор Лумис, отправляя в дальний путь мертвого студента, не может завершить стандартную молитву. Он произносит: "Во имя Отца, Сына и…" – и замолкает. "Святого духа" нет. Сомнительно, что вообще есть какой-то дух. Поэтому бороться с дьяволом нужно не крестом и молитвой, а топором и дубинкой. Бездомные маргиналы, окружившие церковь, выступают в фильме трикстерами, шаманами, посредниками между миром мертвых и миром живых. Они – исполнители чужой злой воли, слуги зазеркального отражения нашего мира или, иначе говоря, анти-мира. Можно было бы подробно рассказать о том, какой кощунственный "нью-эйджевый" замес сделал Карпентер, и как поиздевался над двухтысячелетней христианской культурой, но просто не хочется сыпать спойлерами.
Кроме того, это действительно страшная картина, что само по себе – достаточно большая редкость. Фильм занимает достойное место в карпентеровском "апокалиптическом" ряду, и должен присутствовать на полке каждого киномана-любителя хорроров.