Товарищ молодого английского режиссера Ника Скотта попросил меня написать рецензию на короткометражку Ника "Breaker", что я с удовольствием и делаю, – в последнее время по объективным причинам меня интересует короткометражное кино. Понятно, что короткометражный фильм отличается от полнометражного своей конкретностью: одна сюжетная линия и одна избранная тема, которая никак не распыляется и не дробится. Короткометражный фильм – это фильм идеи. Полнометражный фильм – фильм повествования. Бывает так, что в полном метре за повествованием не разглядеть идеи, но гораздо хуже, если нет повествования. Короткометражный же фильм не обязан быть рассказом. Это анекдот. Фильм Скотта – это "скверный анекдот" почти по-достоевски. Молодой скульптор (и фотограф) Джек пребывает в творческом кризисе. Им разочарован даже его агент. Но однажды, когда Джек стоял возле недостроенной кирпичной стены и уныло глазел по сторонам, к нему подошел типичный английский гопник и одолжил кирпич (логика гопника: если Джек стоит возле кирпичной стены, значит стена и кирпичи, из которых она сложена, принадлежат ему). Кирпич гопнику понадобился для того, чтобы разбить окошко в ближайшем автомобиле и стащить сумку. Гопник возвращает кирпич Джеку, и того озаряет творческая идея. По утрам, когда люди еще спят, он ходит по пустынным улицам и крушит кирпичами витрины. Пока орёт сигнализация и полиция продирает глаза, Джек фотографирует субъекты своего вандализма, изымает кирпичи и возвращается домой. Из этих разрушительных кирпичей он лепит стену. Каждый кирпич имеет "паспорт", документальное свидетельство – фотографию. Стена Джека – произведение концептуального искусства. Как-то раз Джека вспугнули: как только он замахнулся очередным кирпичом на очередную витрину, из-за угла вывалились три молодых гопника и пожилой иранец, у которого гопники отняли тележку с товаром. Джек бросает кирпич на тротуар и скрывается в ближайшем переулке. Гопники переворачивают тележку, яростно топчут товар, а измученный глумлением иранец подымает кирпич и швыряет его в гопников, но, конечно, вместо гопников попадает в витрину. Джек – единственный зритель в зале суда, где осуждается арабский вандал. Накануне состоялось открытие выставки. Галерея, довольный агент, зрители, шампанское. Поскольку Джек порядочный человек, ему стыдно, что он со своим кирпичом – косвенный виновник оказии, случившейся с посторонним человеком, который не только не при чем, но и плевать хотел на современное искусство. Его успех идет рука об руку с личным несчастьем постороннего человека. У фильма хорошая, четкая идея. В этой короткометражке, так сказать, представляющей собой произведение искусства, представлен критический режиссерский взгляд на искусство в целом. Надуманное, выхолощенное, одиозное (современное?) искусство, представителем которого является Джек, не приводит к какому-либо положительному результату. Художник не только не рождает в своих реципиентах "души прекрасные порывы", но и сеет в окружающем мире хаос, увеличивает энтропию.