Режиссер:
Пак Чхан Ук. Сценарий: Пак Чхан-ук, Хван Хо-юн, Лим Чун-хйон, Лим Хун-хйун по сюжету Гарона Цучии по манге Нобуаки Минегиши.
В главных ролях: Чои Мин-сик. В ролях: Ю Чи-тхе, Кан Хе-чон, Чи Дэ-хан, О Даль-су.
Награды: 2004 — Гран-при жюри — Пак Чхан-ук (Каннский кинофестиваль)
2004 — лучший актёр — Чои Мин-сик (Asia-Pacific Film Festival, Grand Bell Award, South Korea)
2004/2005 — лучший режиссёр — Пак Чхан-ук (Asia-Pacific Film Festival, Bangkok International Film Festival, Grand Bell Award, South Korea)
2004 — лучший зарубежный фильм — (Austin Film Critics Association, British Independent Film Award, Golden Trailer Award, Hong Kong Film Award, Sitges — Catalonian International Film Festival)
2004 — приз зрительских симпатий — Пак Чхан-вук (Bergen International Film Festival, Stockholm Film Festival)
Кроме этого — несколько премий Grand Bell Award (лучший монтаж, лучший свет, лучшая музыка) дома в Южной Корее.
Фильм занимает 117 строчку в списке "250 лучших картин" на imdb.com.
Интересные факты о фильме:
Это второй фильм из "Трилогии о мести" Пака Чхан-вука, куда также входят "Сочувствие господину месть" и "Сочувствие госпоже месть".
Фильм основан на япоснкой манге Нобуаки Минегиши и Гарона Цучии.
Фраза "Смейся, и весь мир будет смеяться вместе с тобой. Плачь — и ты будешь плакать в одиночестве", что неоднократно звучит в фильме, является цитатой из поэмы "Одиночество" американской поэтессы Эллы Уилкокс.
В Корее действительно едят живых осьминогов, как это делает главный герой в суши-баре сразу после освобождения. Правда, их перед этим обычно режут на кусочки. Завоевав Гран-при на Каннском кинофестивале, режиссёр в публичной речи поблагодарил осьминога наравне с актёрами и съёмочной группой.
Актёр Чхой Мин-сик — буддист, и после поедания живого осьминога должен был помолиться. Были сделаны четыре дубля и, соответственно, съедены четыре осьминога.
Чхои Мин-сик потратил шесть недель на тренировки и подготовку к роли, и сбросил восемь килограм. Почти все трюки он выполнял сам.
Знаменитая сцена драки с молотком в коридоре тюрьмы была снята одним дублем. На подготовку съёмки сцены ушло три дня, и в ней практически не используется компьютерная графика. На компьютере был нарисован лишь нож, торчащий из спины О Де-су.
В сцене танца О Де-су с игрушечными крыльями в полицейском участке актёр Чхой Мин-сик просил оператора, чтобы в кадр попали его ноги — он хотел сымитировать знаменитую "лунную походку" Майкла Джексона.
Если позвонить на телефонный номер, указанный в фильме, как номер шведских приёмных родителей дочери О Де-су (08-6600330), то автомат сообщит вам, что номер заблокирован по просьбе владельца, и после этого редиректнет на номер посольства Южной Кореи в Швеции.Версия для печати
Несмотря на мой ядовитый сарказм относительно лубочности и попсовости, "Олдбой" всё же — выдающаяся картина. Её выдающность* раздражает, он из тех фильмов, которые словно бы сделаны, чтобы нравиться всем, и срывать башню, вроде "Храброго сердца" или "Антенны" — но всё же спорить с этой выдающностью нельзя. Она реальна.
Составляющих того, что обыватели называют словом "успех", в фильме несколько. Во-первых, это загадко, причём загадко очень злое, и будящее воображение: а если бы тебя сегодня усыпили, и заперли в комнате на пятнадцать лет, ты бы понял, кто и за что это сделал? Во-вторых, это типично азиатская брутальность, не японская, с эстетикой мяса, а типично корейская — с отношением к мясу, как к чему-то само собой разумеющеемуся. Выдирание зубов гвоздодёром, поедание живых осьминогов, и отрезание языка офисными ножницами. И в-третьих — это центральный мотив, который является самой больной темой для психически здорового человека. Инцест.
Проводя зрителя через брутальный и зрелищный детектив, авторы постепенно заславляют его задать самому себе вопрос: а какую же обиду должен был затаить человек, чтобы ТАК отомстить главному герою? Что же этот человек должен был пережить, через что он должен был пройти? И с какого-то момента тональность и содержание тех же самых событий в фильме резко меняются.
Многие элементы картины стали классикой. Скажем, сцена драки в узком коридоре ("плоский бой") сегодня уже активно цитируется и перевирается на разные лады. Лично меня этот фильм обогатил фразой, которую я и сейчас, не пересматривая фильма, помню наизусть: "Твоя проблема в том, что ты нашёл ответ. Потому что нельзя найти правильный ответ на неправильно поставленный вопрос". Золотые слова. Конечно — ведь вопрос не в том, почему тебя посадили, а в том, почему тебя выпустили.
Концовка, как по мне, кажется вычурной и смазанной (если подразумевать под концовкой не отрезание языка, а гипнотизёрку в снегах Новой Зеландии). Но даже с такой концовкой фильм находится на 117 месте в рейтинге имдб, будучи одной из самых популярных в мире неамериканских картин. А это уже что-то!
P.S. пока писал рецензию, так расчувствовался, что захотел пересмотреть фильм ещё раз. Вот она — волшебная магия рецензирования!
P.P.S. название рецензии никак не связано с рецензией. Это я так. Оригинальничаю.
*если кто-то мне сейчас скажет, что такого слова нет, то я каааак дам кому-то по сраке!