Этот фильм, снятый известным мастером японского кино Нагисой Осимой, напоминает, как ни странно, последние фильмы Луиса Бунюэля. Наверное, продюсер Серж Зильберман соскучился по своему товарищу Луису Бунюэлю, скончавшемуся в 1983 году, и нашел родственную душу в Осиме. "Макс, моя любовь" – сюрреалистическая комедия из жизни высокопоставленных буржуа (совсем как "Скромное обаянии буржуазии"). Поскольку фильм снимал эротоман Осима, то сюрреалистическая комедия а-ля Бунюэль приобретает особую, так и хочется неуместно ввернуть – "азиатскую", пикантность. Английский консул в Париже, еще достаточно молодой и симпатичный человек по имени Питер Джонс, обнаруживает, что жена изменяет ему с шимпанзе по имени Макс, с которым случайно познакомилась в зоопарке.
В особом, чопорном мире буржуа, который изображает Осима, семейная измена узаконена. Условий выставляется немного: связь не должна быть порочащей, и о ней должны знать в семье. Например, Питер изменяет Маргарет со своей секретаршей Коллет, а та, до появления Макса, изменяла ему с "другом семьи". И то, и другое в порядке вещей. Питер следит за тайной жизнью Маргарет при помощи частного сыскного агентства. Это тоже нормально. Жена обманывает, что, дескать, проводит время с подругой. Обман носит формальный характер. Чистая условность обмана, как и сам обман, тоже считается нормой.
Связь жены с обезьяной настолько выбивается из привычного контекста, что Питер предлагает забрать Макса домой.
Почему же он это делает? Зачем ему дома примат, с которым спит его жена? На то есть несколько причин, хотя сам Питер озвучивает только две. Причина первая: "Он должен жить у нас дома, чтобы я не ревновал". Собственнические чувства Питера распространяются даже на любовников жены. В этой фразе – весь Питер. Причина вторая: меркантильность Питера. Жена платит за съемную квартиру, где обитает обезьяна, 2000 франков в месяц. Однако истинная причина заключается в жгучем любопытстве. Совершен немыслимый поступок: женщина трахается с обезьяной. При этом не какая-то женщина, а собственная жена. Кроме того, ему любопытно, как воспримут появление "странной обезьяны" так называемые "друзья".
Кстати, фон титров фильма оформлен в виде замочной скважины: режиссер как бы приглашает зрителя подглядеть за скандальной семейной историей из жизни высшего света.
Потом сюжет видоизменяется. Любопытство Питера сменяется подлинной ревностью. Он говорит Маргарит: "Ты меня никогда не любила так, как Макса". Фильм приобретает интонации мелодрамы. В нем вырисовывается нетипичный любовный треугольник.
Третья часть фильма превращается в иронический гротеск. Изящно обстебываются любимые обывателем голливудские темы: "экология", "крепкая семья", "признание людей", "забота о животных". Как заметил режиссер Уэс Крэйвен, сыгравший сам себя в фильме "Джей и Молчаливый Боб": "Зрители любят обезьян!"
Фильм красочно снят постоянным оператором Жана-Люка Годара Раулем Кутаром.
Больше всего в фильме запоминается грустный взгляд всегда прищуренных холодных глаз Шарлотты Рэмплинг.
Месяц назад я прочел последний роман известного датского беллетриста Питера Хёга "Женщина и обезьяна". Там, конечно, совершенно другой сюжет и развязка, но сетап один и тот же: женщина из высшего света любит обезьяну. Похоже, Хёг вдохновлялся вдохновлялся фильмом Осимы.