Видел его примерно в 1992 году, и тогда меня с него вставило не по-детски. С тех пор регулярно искал эту ленту, иногда очень активно и энергично, но нашел (почему то) лишь пару недель назад. Ням-ням-ням.
“Кочевники” – дебютный фильм Джона Мактирнана, сразу после которого он снимет полдюжины просто офигенных фильмов (Хищник, Крепкий орешек, Охота за Красным Октябрем, Последний киногерой, Крепкий орешек 3, 13-ый воин). Я, честно говоря, до сих пор толком не знаю кто он, откуда взялся, как попал в кино, но “Кочевники” – это не просто его дебют, но еще и целиком авторский проект, он там режиссер, автор сценария и куратор всего процесса.
Если проводить ассоциации, то лучшая параллель – это дебютный фильм Тони Скотта “Голод”. Тоже хоррор, тоже нестандартный, тоже с известным британским музыкантом в ключевой роли, с хитрой визуалкой и отличным саундтреком. Вдобавок к этому, обе ленты были встречены критиками без малейшего энтузиазма, но мгновенно заработали культовый статус.
Однажды в отделение скорой помощи привозят невменяемого пациента, в котором позднее опознают известного французского антрополога Жана Шарля Помье (Пирс Броснан). С момента появления в больнице пациент находился в состоянии жутчайшего шока, кричал, дергался, что-то бормотал по–французски и через пару часов, несмотря на отсутствие серьезных повреждений, тихо умер, успев все же перед этим серьезно укусить дежурного врача (Лесла Энн Даун). Женщине сразу сделали необходимые прививки, наложили швы, но этот эпизод никак не выходил у нее из головы. Особенно – последняя реплика покойного антрополога: Они Здесь!
Сутки спустя героиня Лесли Энн Даун обнаружила, что видит окружающий мир глазами покойного. И не просто окружающий мир, а последние несколько дней из жизни Помье. Постоянно и без перерывов, словно многосерийное кино. Через полчаса метаний по коридору женщине дали успокоительное и привязали к столу, но видения все равно не прекратились.
Героиня узнает, что Помье – опытный полевой антрополог. Последние десять лет он провел в Африке и Азии, где исследовал обычаи местных кочевых племен. Несколько дней назад Помье переехал с женой в Калифорнию, чтобы начать нормальную семейную жизнь в качестве преподавателя местного университета. Но если ты привык к адреналину, то это на всю жизнь. В самый первый день появления в Лос-Анджелесе Помье понимает, что ничего не изменилось. Он снова посреди пустыни, пусть и калифорнийской, и здесь тоже есть свои “кочевники”. Взяв фотоаппарат и блокнот, антрополог начинает наблюдать за стаей гопников, обитающих на местном пляже. Через пару дней наблюдения Помье с ужасом понимает, что это не простые гопники, а какая-то неведомая ебанная хуйня.
Местные “кочевники” никогда не спят, нигде не живут и им необходимы человеческие жертвоприношения. “Они вас тоже заметили”, — говорит французу странная монахиня, — “а это значит, что охота уже началась. Немедленно бегите из этой страны, меняйте имя и паспорт и тогда у вас появится хоть какой-то шанс на спасение”.
Главная крутизна фильма, так смутившая всех критиков и восхитившая Зилича (не только 17 лет назад, но и на этой неделе) – это полное отсутствие ответов. До самого конца нам так и не говорят кто такие эти кочевники – вампиры? демоны? еще какая-нибудь хрень? Кочевники в кадре никого не убивают, ничего не говорят, просто ухмыляются. В фильме нет реального насилия, вообще нет спецэффектов, но зато есть Атмосфера. Реальная и очень плотная атмосфера.
Многим это не нравится, так как они привыкли получать ответы, пусть даже это обычные дурацкие макгаффины. Почему Фредди Крюгер cтал Фредди Крюгером? Потому что его маму изнасиловала 1000 маньяков-убийц. Тогда понятно, вопросов больше нет.