Когда ты почти убежден в том, что все хорошие (в смысле, страшные) фильмы ужасов давно отсмотрены и пересмотрены, что кинозрительская жизнь твоя стала пустой и пресной… очень приятно бывает наткнуться на какой-нибудь качественный хоррор. Вот такой хоррор я случайно обнаружил в фильмографии Уэса Крэйвена, которую, как мне казалось, я знаю неплохо.
Оно и понятно: о "Смертельном благословении" не говорят, будто его никто не видел. В свое время, в 1981 году, фильм принес небольшой профит, однако культовым не стал. Критика восприняла картину холодно. В частности, известный артист Эрнест Боргнайн, сыгравший второстепенную роль лидера эмишей Исайи, был номинирован на "Золотую малину".
Действие фильма происходит внутри и около общины эмишей, – анабаптистов-консерваторов, живущих уединенной жизнью по прадедовским заветам, презирающих все достижения современной цивилизации. По соседству с общиной находятся две фермы. На одной живет сын Исайи, Джим, со своей женой Мартой. В свое время он покинул общину и порвал все связи с семьей. На другой ферме обретается точно такая же "предательница веры" Луиза Столер со своей дочерью Фэйт, начинающей художницей, пишущей мрачные экспрессионистские картины.
Эмиши убеждены, что на ферме Джима живет демон. Впрочем, для "хэтов", как их называют в народе из-за непременого головного убора – черной широкополый шляпы, все миряне являются если не демонами, то, как минимум, бесноватыми глупцами, которых ожидает одно – вечные муки в аду среди себе подобных. Неожиданно Джим погибает: его припечатывает к стенке сарая собственный трактор. К безутешной Марте приезжают две подруги (одну из них играет молодая Шэрон Стоун, — это ее полноценный кинодебют). И тут начинается целая череда убийств, кошмаров и дьявольских наваждений.
Крэйвен снимает экзотический слэшер, в котором стандартных подростков а-ля "Хэллоуин" и "Пятница, 13", заменяют "дети Бога" — эмиши. Впрочем, от неведомой силы перепадает всем: "система" убийцы станет ясна лишь в финале. Крэйвен мастерски нагнетает напряжение, при этом в фильме много драйва, много впечатляющих сцен: например, в открытый рот спящей Шэрон Стоун залазит здоровенный... паук! Отдельно стоит отметить музыку Джеймса Хорнера, в то время "начинающего" голливудского композитора. Струнные в его аранжировках создают особую тревожную атмосферу.
Концовка "Смертельного благословения" выстроена точно так же, как и концовка "Кошмара на улице Вязов". Собственно говоря, сценарий "Кошмара" Крэйвен написал в том же 1981 году, и это не его вина, что реализации пришлось ждать три года.
Определенно, "Смертельное благословение" – один из самых удачных фильмов Уэса Крэйвена наравне с "Криком", "Кошмаром на улице Вязов" и "Змеем и радугой".