Режиссер:
Фрэнк Капра. Сценарий: Роберт Рискин (по роману Джеймса Хилтона), Оператор: Джозеф Уолкер, Композитор: Дмитрий Тёмкин, Музыкальный редактор: Макс Штайнер, Продюсеры: Фрэнк Капра, Гарри Кон.
В главных ролях: Рональд Колман, Джейн Виатт, Эдвард Эверетт Хортон. В ролях: Джон Ховард, Томас Митчел, Марго, Изабель Джуэлл, Х.Б. Уорнер, Сэм Джаффе.
Награды: 2 "Оскара" — лучший художник, лучший монтаж..
Интересные факты о фильме:
Бюджет фильма составил 1,5 миллиона долларов — в два раза больше, чем суммарный бюджет прочих фильмов студии "Коламбия пикчерс", вышедших в том же году.
Фильм снимался в лос-анджелесском складе льда, где в распоряжении Капры было 13 000 квадратных метров пространства, охлаждаемого трубами с аммиаком (общая протяженность труб составляла 4 мили). Оператор картины испытывал больше трудности, поскольку из-за статического электричества аппаратура выходила из строя.
Цензорский совет штата Калифорния потребовал от "Коламбии" целых два письменных подтверждения под присягой, что грудь дублерши Джейн Уайатт в сцене купания будет чем-нибудь прикрыта. Подтверждения были присланы, однако дублерша купалась совершенно голой. Впрочем, сцена снималась дальним планом, поэтому все равно ничего не видно.Версия для печати
За десять лет – с 1936 по 1946 г.г. – Фрэнк Капра снял восемь фильмов, ставших классикой и сделавших своего создателя одной из ключевых фигур американского киноискусства. Среди этих фильмов – "Потерянный горизонт", экранизация фэнтезийного романа английского писателя Джеймса Хилтона. Фильм стал самым крупным проектом "Коламбии пикчерс", работа над которым заняла год. В павильонах студии была создана таинственная страна Шангри-Ла, придуманная Хилтоном. Рональд Колман играет английского дипломата, писателя-гуманиста Роберта Конвэя. Конвэй руководит эвакуацией европейцев из китайского городка, где, видимо, происходит какой-то "красный террор". Вместе со своим братом он занимает место в последнем самолете. Кроме них на борту также четыре человека: некий загадочный фамильярный тип, женщина, палеонтолог, ну и, собственно, китайский пилот. Вопреки ожиданиям, самолет доставляет их отнюдь не в Шанхай, где Конвэя должен забрать американский крейсер и доставить в Лондон для новых карьерных свершений (ему прочат должность министра иностранных дел). Самолет летит на запад, в сторону Тибета, и терпит крушение среди заснеженных шеститысячников. Прямо посреди "белого пятна". Сейчас, конечно, трудно поверить, что еще совсем недавно над нашей планетой не кружились спутники, не было интернета и гугловских карт.
Блаватская, Рерих и другие небезызвестные личности искали в "белых пятнах" Гималаев страну Шамбалу – место жизни суперлюдей, которым известны тайны человеческой и нечеловеческой жизни и эволюции. Шангри-Ла Хилтона – это Шамбала в "европейском" стиле, основанная европейским миссионером. Прообразом миссионера, очевидно, послужил легендарный пресвитер Иоанн (здесь сразу вспоминается забавный постмодернистский роман Умберто Эко "Баудолино"). За двести лет миссионер Хилтона каким-то образом превратился в Верхновного Ламу, однако само государство Шангри-Ла, хоть его жители и придерживаются христианских принципов кротости и смирения, не является ни христианским, ни буддистским. Оно вообще не является теистическим. Здесь, избегая борьбы за место под солнцем, люди живут долго и счастливо.
Вскоре выясняется, что самолет летел в Шангри-Ла неслучайно. Конвэй необходим Верховному Ламе…
Художники-декораторы создали впечатляющий облик зеленой страны, защищенный от снегов и холодов огромными горами. Здесь солнечно и тепло, отличный климат. Архитектура – европейская. Немного классицизма, немного тибетщины. В интерьерах порой проскальзывает что-то японское.
Веселые, жизнерадостные жители Шангри-Ла катаются на лошадях, поют песни и купаются в реках и озерах. Одним словом, рай на земле. Но героев фильма, вырвавшихся из жестокого евроазийского мира, пережившего революционные потрясения и находящегося в преддверии Второй мировой войны, эта благодать как-то смущает…
Фильм-утопия Капры сделан выразительно, и хотя сейчас он кажется довольно наивным, необходимо помнить о том, что вот эта вот сердечная наивность и проникновенная гуманность – фирменный стиль Капры. Благодаря этому драматические эпизоды в фильмах Капры выглядят мелодраматично, но зато производят безотказный эффект.
"Режиссерская версия" "Последнего горизонта" длилась 6 часов. Для предпремьерного показа фильм был урезан до 3,5 часов. Но даже эти меры оказались недостаточными. Катастрофические результаты поллов побудили Капру сократить фильм до 132 минут, а впоследствии его сокращали снова и снова, пока не осталось в общей сложности около 100 минут. В 1967 году кинопрокатный оригинал фильма длиною в 132 минуты был утерян. В 1973 Американский киноинститут начал рыскать по архивам всего мира, разыскивая уцелевшие копии. Звуковую дорожку удалось найти в целости и сохранности, однако некоторые сцены были утрачены навсегда, — в восстановленной версии фильма вместо этих кадров (общей длительностью около семь минут) используются фотографии. В том же 1973 году, следуя магии цифр (если поменять последние две цифры местами, то вместо 1937 получится 1973), отсняли римейк "Последнего горизонта". Римейк, сделанный в жанре мюзикла, не встретил понимания ни у зрителей, ни у критиков.