Режиссер:
Майкл Манн. Сценарий: Ронан Беннетт, Майкл Манн, Энн Бидерман (по книге Брайан Барроу "Враги общества: Великая криминальная волна в Америке и рождение ФБР, 1933-34"), Оператор: Данте Спинотти, Композитор: Эллиот Голденталь.
Когда проект только начали разрабатывать (а было это в 2004 году), то предполагалось, что главную роль сыграет Леонардо ДиКаприо. Но этого не случилось. В фильм удалось заманить Джонни Деппа и Марион Котийяр благодаря забастовке сценаристов: проекты, в которых участвовали артисты, были отложены.
Цитату Диллинджера "Нам нужны деньги банка, не ваши", впоследствии использовал Клайд Барроу, поскольку Диллинджер был его кумиром.
Перед смертью Диллинджер смотрит в кинотеатре гангстерский фильм "Манхэттенская мелодрама" (1934). Во Франции этот фильм крутился под названием "Враг общества №1".Версия для печати
Довольно тривиальное, зато многобюджетное (100 миллионов долларов) и красивое (реконструкция середины 30-х годов, шляпы, плащи и костюмы, массовки, перестрелки) жизнеописание "врага общества №1" Джона Диллинджера, который превратил ограбление банков в подлинное искусство.
Майкл Манн пошел проторенной дорожкой, то есть, не избежал искушения предельно романтизировать образ Диллинджера. Расчетливая ставка была сделана на Джонни Деппа. Он хмур, печален и постоянно гундит. Типичный подростковый ("сумеречный") герой. Ставка сыграла: юные читатели популярнейшего журнала "Teen People" выдвинули Деппа в номинации "лучший актер в жанре "драма". Ну и, собственно, фильм отбился в прокате, – современная киноаудитория состоит в основном из подростков. Однако, хоть ты тресни, из фильма совершенно неясно, почему столь невыразительный человек стал ярким криминальным авторитетом и кумиром простого народа. Ведь, как известно, когда настоящий Диллинджер умирал на тротуаре, подходили зеваки и окунали носовые платки в кровь, чтобы забрать драгоценные капли домой в качестве сувенира (а то, может, и того больше: кощунственно причащались, зажимая окровавленные платки в кулачки и сладострастно посасывая их).
Внешне Депп довольно похож на Диллинджера, несмотря даже на то, что Деппу – 46 лет, а Диллинджер умер в возрасте 31 года. Но на этом сходство заканчивается.
Выразительнее всех в кадре выглядит Марион Котийяр, хотя ей, так же как и остальным, по сути, нечего играть.
Самая запоминающаяся сцена – сцена убийства агентом ФБР Мелвином Пёрвисом (Кристиан Бейл) Красавчика Флойда. Удачно подобранное музыкальное сопровождение, подвижная камера... Весенний яблоневый сад, посреди которого происходит весенняя праздничная смерть. Вообще вызывает любопытство работа Данте Спинотти, постоянного оператора Майкла Манна. В этом фильме Спинотти и Манн отходят от привычной манеры снимать в холодных темно-синих тонах (изобразительный ряд, конечно, достаточно холоден, но не избыточно, так, как в "Схватке" или "Охотнике на человека", например). Кроме того, также как и в "Соучастнике", Спинотти активно использует цифровую камеру: поэтому, скажем, перестрелка в лесном мотеле выглядит реалистично. Не говоря уже о том, что сама по себе сцена перестрелки хорошо поставлена и смонтирована. Это то, что отличает профессиональное кино от любительских поделок вроде "Ведьмы из Блэр".
В фильме можно искать – и находить – плюсы. Но как бы то ни было, а унылый "Джонни Д." вряд ли попадет в золотой фонд гангстерского кино. Это совершенно очевидно.