Режиссер:
Эдвард Дмитрык. Сценарий: Роберт Харди Эндрюс, Милтон Ганзбург (по роману Уолтера Слоуна "На краю текучей воды"), Оператор: Уоллес МакДональд, Композитор: Аллен Дж. Сиглер.
В главных ролях: Дороти Адамс, Уолтер Болдуин, Аманда Дафф. В ролях: Ричард Фиске, Борис Карлофф, Кеннет МакДональд.
Есть хорошие фильмы, которые мы любим. Есть хорошие фильмы, которые мы не любим, но уважаем.
Есть плохие фильмы, которые мы любим. Есть плохие фильмы, которые мы не любим и не уважаем.
Но есть фильмы, ради которых мы, собственно, и продолжаем смотреть кино дальше. У каждого эти фильмы свои. И это очень клево.
“По приказу дьявола” – это подобный мега-guilty-pleasure персонально для меня. И что самое страшное — всю суть моего фанатского кайфа почти нереально передать простыми человеческими словами. Можно только попробовать. Например, так. “По приказу дьявола” — это офигенная черно-белая фантастика, где есть все лучшее, что мы видели у Бориса Карлоффа, Тима Бартона и Говарда Лавкрафта.
Карлофф играет в этой картине физика Джулиена Блэйра, уверенного, что человеческие мысли можно записывать в виде обычных радиоволн. В процессе изучения этой проблемы Блэйр даже изобрел специальный прибор, который расшифровывает подобные волны в виде штрих-кода на перфокарте.
Работа талантливого физика принимает совершенно новое направление, когда в автокатастрофе погибает его жена. Блэйр не может смириться с ее утратой, поэтому решает установить с помощью своего прибора контакт с миром мертвых. Коллеги физика сразу отказываются помогать Блэйру в его исследованиях. “Побойся Бога, Джулиан! Твой гаджет погубит человечество! Не бери подобный грех на свою душу”.
Но ученый не намерен сдаваться. Он уже нашел надежную помощницу для своих опытов в лице женщины-медиума по фамилии Уолтерс. Шарлатанка не способна общаться с духами, но зато она обладает уникальной способностью пропускать через свое тело много тысяч вольт. Во время первого подобного сеанса Блэйр обнаружил, что контакт с миром мертвых и в самом деле возможен. Только ценой человеческих жизней.
Сюжет, атмосфера и нарратив у фильма потрясающие, но основной эффект исходит вовсе не от них, а от дуэта Бориса Карлоффа и Энн Риверс. Каждый из них самостоятельно выдает одну из лучших ролей за свою карьеру, но в паре друг с другом они создают просто заоблачный пилотаж. Мне сейчас даже сравнить не с кем.
Хотя если по форме, а не по качеству, то можно все же подобрать нечто похожее, пусть и на полуфабрикатах. Для примера, Джонни Депп и Хелен Бонэм Картер из “Суинни Тодд”. Не удивлюсь, если во время съемок своей ленты Бартон все же вспоминал картину Дмитрыка.