В главных ролях: Харрисон Форд, Карен Аллен. В ролях: Альфред Молина, Пол Фриман, Рональд Лэйси, Денхольм Эллиот, Джон Рис-Дэвис.
Награды: 4 "Оскара" — лучший художник/декоратор, лучшие визуальные эффекты, лучший монтаж, лучший звук. BAFTA — лучший художник. 7 премий Академии НФ, фэнтези и фильмов ужасов, США — лучший фантастический фильм, актер, актриса, режиссер, композитор, сценарий, спецэффекты. Hugo Awards — лучшая драматическая постановка. American Cinema Editors — лучший монтаж. 3 премии American Movie Awards — фильм, режиссер, сценарий. Boston Society of Film Critics Awards — лучший режиссер. Grammy Awards — лучший саундтрек. Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм. Kinema Junpo Awards — приз зрительских симпатий за лучший иностранный фильм. Motion Picture Sound Editors — лучший монтаж диалогов, лучшие звуковые эффекты. National Film Preservation Board People's Choice Awards — фильм года. Young Artist Awards — лучший фильм для семейного просмотра..
Интересные факты о фильме:
Первым кандидатом на роль Индианы Джонса рассматривался Том Селлек, но актер предпочел сыграть в телесериале "Магнум, P.I.". Кроме Селлека, отказался и Ник Нолте. А в роли Саллаха Спилберг видел Дэнни де Вито, но тот был занят в проекте "Такси".
Клаус Кински утверждает в своей автобиографической книге "Кински без купюр", что ему тоже предлагали сыграть Индиану Джонса, но он отверг предложение, так как ему не понравился сценарий.
Кстати, в сценарии фамилия у Индианы была Смит. Но в первый же день съемок паспортные данные поменялись.
Среди кандидаток на роль Мэрион были Шон Янг, Эми Ирвинг и Дебра Уингер.
Сюжет фильма придумали Джордж Лукас и Филип Кауфман в середине 70-х.
Сцена, где Джонс хочет взорвать из базуки ковчег, снималась в Тунисе, где в 1977 снимали планету Татуин из "Звездных войн". Для сцены в Колодце душ были скуплены все змеи из зоомагазинов Лондона и южной Англии. Но гадов по-прежнему не хватало, поэтому их роли достались пожарным шлангам. А в роли фашисткой подводной лодки снялась подлодка из фильма Вольфганга Петерсена "Das Boot" (1981).
Вся съемочная группа страдала в Тунисе дезинтерией и тому подобными кишечно-желудочными заболеваниями. Кроме Спилберга — который привез с собой консервированные спагетти и питался только ими. Ослабевшему от трехмесячного поноса Харрисону Форда пришла в голову знаменитая комическая сцена поединка араба и Индианы Джонса на каирском базаре. Поначалу она задумывалась как сложнопостановочная трюковая сцена, где Джонс использует хлыст против сабли, но Форд не мог долго махать хлыстом — поэтому просто выстрелил из пистолета.Версия для печати
Один из лучших развлекательных фильмов в истории кино, придуманный культовыми персонами международного энтертейнмента, Джорджем Лукасом и Стивеном Спилбергом (еще два соавтора, Филипп Кауфман и Лоуренс Каздан, являются фигурами меньшего масштаба, застрявшими на шахматной доске в баталиях между жанровым кино и кино интеллектуальным). У Лукаса за плечами уже были две серии "Звездных войн", у Спилберга — "Челюсти" и "Близкие контакты III рода". Спилберг неоднократно заявлял, что его интересуют лишь собственные фильмы, да фильмы "золотой голливудской эры", т.е. тридцатых-начала сороковых годов. "Искатели потерянного ковчега" вобрали в себя многолетние холливудские наработки в жанре фантастических приключений, и даже Индиана Джонс в исполнении Харрисона Форда выглядит неким собирательным образом. У него вызывающая симпатию физиономия, как у Гари Купера, в его характере есть воля и целеустремленность, как у героев Хамфри Богарта, ирония Фербенкса и (ноу-хау, впоследствии растиражированное) — интеллект, позволяющий ему носить пинжак, классный журнал и галстук-бабочку доктора археологии, который в свободное от приключений время ведет лекции и семинары в университете.
В сценарии "Искателей" собраны все ключевые темы, способные заинтересовать зрителя, который жаждет романтики и приключений. Фильм как бы существует в трех временных измерениях: "современные спецэффекты и передовые технологии кино" — "20-е годы, как время действия" — "таинственные и теребящие душу ветхозаветные времена, как предмет исследований и причина действия". Особый смак и остроту приключениям Джонса придает его соперничество с нацистами: всем известно, что секретный нацистский институт "Аненербе" устраивал множество экспедиций в поисках мистических артефактов, да и вообще нацистов отличала сильнейшая склонность к оккультизму (в книге Жака Бержье и Луи Повеля "Утро магов" (1955) прямо говорится, что "СС" был "черным рыцарским орденом"). По верованиям киношных нацистов, армия, которая будет нести с собой ковчег, останется непобедимой. То есть, Индиана Джонс выступает здесь не только энтузиастом своего дела, прогрессором и двигателем науки, но и становится спасителем мира (однако ж, внимание на этом не акцентируется, и поэтому, ко счастью, Джонс не выглядит стандартным супергероем). Не слишком типичным персонажем является и спутница Индианы Джонса, которую играет Карен Аллен, дамочка с грубоватыми чертами лица. Она лишена романтических настроений и жеманной утонченности, — что прежде являлось непременным атрибутом для фильмов такого жанра, дабы подчеркнуть мужественность главного героя. Напротив, она хлещет водку стаканами и врагов по мордасам.
Двумя годами ранее Стивен Спилберг снял единственную в своей карьере комедию абсурда — "1941". Этот фильм трудно записать ему в актив, но в эксцентрике Спилберг все же поднаторел. Львиная доля успеха "Искателей потерянного ковчега" принадлежит яркой комедийной составляющей фильма, которая вызывает в памяти комедии Гарольда Ллойда и Бастера Китона.
Огромное внимание было уделено и музыке. Джон Уильямс написал саундтрек, который остался в сердцах зрителей навека, а под победоносную main theme Спилберг шествовал получать диплом Калифорнийского университета, который он всё же соизволил окончить в 2002 году. Роскошная оркестровка возвращает нас во времена, когда не было электроники, и одетые во фраки музыканты со своими классическими инструментами задавали тон экранному действию. Громадный валун, от которого Джонс убегает в золотую эру Голливуда, является триединым символом рок-культуры 60-70-х годов, сочетающем в себе "Like a rolling stone" Боба Дилана, зерцало музыкальной поп-культуры журнал "Роллинг Стоун" и группу ритм-н-блюзовых бодрячков "Rolling stones".
Все основные наработки фильма, его незабываемую атмосферу и дух приключений, исключительно четкую динамичность киноповествования, ни в коем разе не переходящую в сумбур, американские кинематографисты пытались воспроизвести неоднократно. Вспомните самые известные за последнее время проекты — "Мумию" и "Пиратов Карибского моря". Они сделаны в точности по канонам, установленным великим Спилбергом. Но ни Гору Вербински, ни тем более Стивену Соммерсу, не удалось создать такой же совершенный фильм.