Откровенно говоря, посмотрев от начала до конца все 167 минут этого заторможенного экскурса в историю дэ-Нировской шизофрении, я понял про эту жизнь три вещи. Во-первых, в Голливуде открылся новый сезон. Это сезон медитативных картин про разведчиков середины прошлого века, с непременными экстерьерами разбомбленного Берлина, убийствами невиновных и тяжёлыми любовными линиями. Во-вторых, глаз в треугольнике нарисован на долларе неспроста. Видимо, это в крови американской культуры: всё это жидо-масонское и золото-тамплиерское блятство, и только забери у америкосов все эти тайные общества и чувство причастности к чему-то великому и охуенно загадочному — вся их Америка тут же рассыплется. И в-третьих, если ты рождён гениальным актёром — совсем не обязательно тебе надо стремиться в режиссёрское кресло. Потому что столь уважаемый мною Роберт де Ниро, конечно, удивительной харизмы актёр, но режиссёр, как бы так политкорректно сказать… а, вот: альтернативно одарённый. Если его первая картина, "Бронкская история", была, скажем так, неплохой, подающей надежды пробой, то вторая, снятая на пару с Фрэнком Озом ("Медвежатник") уже попахивала какими-то неэстетичными выделениями. Её, конечно, спасла как всегда фантастическая игра Нортона, но вот в свой третий фильм де Ниро Нортона пригласить не додумался. А зря. Если бы на главные роли он позвал Эдварда Нортона, Джима Керри и Ринату Литвинову, то фильм, конечно, растерял бы всё своё глубокомыслие, зато здорово прибавил бы в зрелищности.
Итак, Good Shepherd. Непонятно что означающее название, так же загадочно переведённое нашими прокатчиками, как "Ложное искушение". Типа "Прибор!" — "Сто двадцать!". Оба названия в равной степени бессмысленные, и никак не относящиеся к фильму. По гениальной задумке де нашего Ниро, фильм должен рассказывать историю жизни одного из отцов-основателей ЦРУ, стоявшего у истоков формирования послевоенной карты мира, и повязанного во всём, в чём только можно повязаться (эту непростую роль взялся исполнить повзрослевший Маттдамон /ударение на последний слог/). Смысл и главная суть картины раскрываются нам буквально сразу же: человеческому существу очень надо доверять какому-то другому человеческому существу, потому что если никому не доверять, то рано или поздно можно накрыться медным тазом от перенапряжения мозгов. Но мне, как видите, для высказывания этой мысли потребовалось три строчки; де Ниро же тратит на объяснения почти три часа. Фильм начинается с того, что нам показывают Маттдамона, клеящего игрушечный кораблик в бутылке. И надо отдать должное актёру: если не знать, что ещё совсем недавно он играл подростков, ему смело можно дать пятьдесят лет, хотя он практически без грима. Вообще, не смотря на повальную ненависть кинокритиков к этому актёру, мне он нравится — хотя в этом фильме, вместо того, чтобы вносить хоть какой-то драйв в эту нечеловеческую муть, Маттдамон пошёл на поводу у выжившего из ума де Ниро, и старательно корчит многозначительные рожи до самого последнего кадра. После того, как Маттдамон заканчивает кораблик, он едет к себе в ЦРУ, где проваливает операцию в заливе свиней из-за того, что кто-то выбалтывает все американские тайны какой-то чернокожей распутнице. Дальше начинается сюжетная чехарда, с возвратом в разные эпизоды прошлого Маттдамона и назад, в расследование провала вторжения на Кубу. Мы можем проследить всю подноготную самых влиятельных людей американской нации: как они вышли из хороших семей, как она вошли в закрытые тайные общества Меча и анала Черепа и костей, как они друг друга предавали и мочили учителей литературы (привет Стивену Фраю!), как они, наконец, заигрывали с немецким нацизмом (или это из другого фильма?!) и русским коммунизмом. И всё время при этом, то есть каждый божий день — никому не верить, не верить никому, вообще никому не верить, а то сразу кирдык. Откровенно говоря, фильм настолько меня утомил, что утомлять вас длинной рецензией я не хочу. Чем всё закончилось — в принципе, не важно. С самого начала ясно, что ничем хорошим такая жизнь закончиться не может. По большому счёту вместо концовки можно было поставить начало, а вместо начала концовку. Вообще, эпизоды фильма можно было бы свободно перетасовать в любом порядке, лично я бы не заметил разницы. Де Ниро упирает не на фабулу, а на атмосферу — тягучую, и безысходную. Ну что ж, у меня есть для него совет. В следующий раз, когда ему захочется снять фильм с тягучей и безысходной атмосферой, он сможет сэкономить боссам "Юнивёрсала" 85 миллионов баксов, просто поставив камеру в подвале и сняв полтора часа подвальной стены. Эффект будет тот же. В общем, в рейтинге Нудятной Нудятины про Нудятных Нудятиков в этом году "Ложное искушение" пока на первом месте.
Феликс Зилич:
идентификация чекиста, его превосходство и ультиматум
Согласно циркулирующим в “желтой прессе” слухам, прокатчики из “Парадиз” пригласили дублировать фильм “Ложное искушение” самого Владимира Владимировича Путина. Сначала президент согласился на эту работу, ошибочно полагая, что ему придется стать голосом самого Роберта де Ниро, но потом все же был вынужден отказаться от предложения и подписать указ о закрытии этой дистрибьютерской конторы. Указ сей был очень краток и прост — “Парадиз — ктулху фхтагн, Роберт де Ниро — ктулху фхтагн, Мэтт Дэймон — ктулху фхтагн”.
Столь замысловатым способом ВВП давал понять российской интеллигенции, что сама идея его отождествления с героем Мэтта Деймона кажется ему неприятной и ужасно крамольной. Попытки прокатчиков поменять название с “Доброго Пастыря” на совершенно мутное “Ложное искушение” не помогли этой конфликтной ситуации. ВВП знал, что отныне его всегда будут наызывать за спиной “добрым пастырем”, а на кремлевских пьянках ехидно шутить — “ну как там твоя анжелина?”
После долгих и мучительных переговоров в подвалах ФСБ, представители “Парадиза” согласились на единственное приемлемое решение. Выкрасть Роберта де Ниро, привезти его в Москву и под угрозой чашки с “полонием” заставить режиссера сьесть единственную копию его картины.
Так все и произошло. В течении двух часов режиссер сидел в приемной президента, грыз большой коричневый “винчестер” и со слезами на глазах говорил о том, что он не виноват. Виноваты только другие. Коппола виноват. Франкенхаймер виноват. Еще немного Кауфман, Уэйн Вонг, а также Усама бин Ладен. Но сам де Ниро чист и безвинен как младенец.
ВВП этой сценой остался доволен. Он отпустил раскаявшегося актера на свободу, но представителей “Парадиза” попросил остаться. К ним у него была небольшая, но очень трогательная просьба. “Ребята, если в третьем фильме про Борна некому будет озвучивать Мэтта Деймона, то позовите меня, и я все сделаю”
Представители “Парадиза” кивнули и торопливо ушли. Они уже знали, что это какая-то хитрая чекистская подстава, и то, что нового фильма Пола Гринграсса их соотечественники так никогда и не увидят.
На этом фильме я тренировала новый способ вдохнуть немного жизни в чужую режиссуру. Рекомендую воспользоваться, если фильм посмотреть обязательно надо, а делать этого абсолютно не хочется. Мне кажется, что заставлять себя смотреть фильмы, — это преступление, но раз уж я этим занимаюсь, ибо порой в Разделочную попадает такой трэшняк, что становится страшно, то приходится изощряться. Для "Ложного искушения", которое на самом деле называется "Хороший пастырь", подошел метод ложного саундтрэка. Подбираешь рэндомную звуковую дорожку в WinAmp'e, а затем накладываешь ее на действие. В итоге получаются удивительные эффекты, которые невозможно повторить, но с которыми смотреть намного более интересно. Например, когда мрачные дядьки обсуждают очередную операцию под декадентскую арию Клауса Номи, действие дышит скрытым смыслом и мраком, а когда глуповатый в своих очках Мэтт Дэймон лобзает девушку под "Taxi To Heaven" из "Сида и Нэнси", любовная сцена оказывается спасена. Или, например, когда мистер Хейс подходит к двери и говорит про "мы в одной лодке" под сексуальный шепот Шарлотты Генсбур, возникает отсутствующее напряжение. Короче говоря, это неплохой способ несколько ослабить давление пут, привязавших к креслу и заставляющих ощущать, что ты бессмысленно тратишь время.
Режиссура актеров зачастую получается специфической и неторопливой. Наверное, после спешки съемок, множества дублей, битв за лучший трейлер и постоянных переодеваний актерам хочется тишины и покоя. И они демонстрируют, КАК же надо снимать кино — без спешки и желательно часа на три, не меньше. Вот и де Ниро вместо того, чтобы снять краткое и надрывное кино про потерю доверия, про то, что необходимость постоянно сдерживаться слишком трудна для человека, создал чрезмерно длинный фильм, состоящий из многочисленных актерских реплик. Достаточно посмотреть на фильмографию де Ниро, чтобы понять, что актерство давно пожрало его мозг, поэтому "Хороший пастырь" — это кино, в котором работа фбровца заключается в том, чтобы делать каменное лицо и выслушивать цветистые речи очередного персонажа. Это нагромождение поэтичных стереотипов по поводу трудной работы разведчика, с трудными взглядами, отворотами шляп и словами о том, что "это грязная работа", порой становится фишкой. В Голливуде словно начался сезон дождей, сезон нуаров и полунуаров, сезон недодетективов, в которых суровые или растерянные мужчины в шляпах наблюдают за гибелью других. Этот сезон разложения и признания в собственном ностальгическом бессилии не может не утомлять. Я думаю, если бы Де Пальма забросил "Черную орхидею", Содерберг взял одну лишь Кейт Бланшетт, а де Ниро расслабился бы где-нибудь в кафе, запивая опустошение кружкой коньяка, то у этого коллективного разума могло бы получиться кино. Но части большой голливудской амебы рассредоточились, потому на выходе имеем черт знает что во всех случаях. Но, в принципе, умея включить "Nobody loves me, it's true, not like you do" Portishead в момент тяжелой сцены возвращения в нелюбимый дом, можно получить некое извращенное удовольствие и от того, что снял де Ниро.
Так о чем это я? Я уже успела отойти и прослушать целую кучу песен во славу Господа, а "Ложное искушение" все еще не закончилось! Почему бы, например, не укладываться в полтора часа? Замечательный хронометраж. При этом, если брать набор отрывков, то это довольно тонкая работа, особенно в том, что касается любовной линии, но целое — неповоротливый, непомерно длинный колосс, который скорее немощно ползет, чем двигается. Думаю, что де Ниро очень близок к Скорсезе, с которым долгое время работал, например, к "Казино", но у де Ниро все линии бледнее и гораздо длиннее. Конечно, наблюдать как у нестареющей Джоли и молодцеватого Дэймона вдруг появился двадцатилетний сын, нелепо, но се ля ви. Такое нам показывают, господа, а поэтому под Noir Desir я прощаюсь с "Ложным искушением" и выбрасываю пиратский диск. Хотя... стоп, там еще осталась "Фабричная девушка" про Эди Седжвик.
Авторские орфография, синтаксис и пунктуация в данной рецензии — злонамеренны
Меня сразу же насторожило, что фильм "Добрый пастырь" нашенские прокатчеги обозвали невразумительным набором слов "Ложное искушение". (Кстати, прототипом главного героя этого фильма отчасти послужил американский контрразведчик по имени Джеймс Иисус Энглтон. А исполняет гравную роль актер с демонической фамилией). И мои худшие опасения оправдались — из-за машинного перевода диалогов фильм про контрразведчиков, в котором важно каждое слово, в котором множество действующих лиц, интриг и флэшбэков во флэшбэках совершенно невозможно смотреть. Во всяком случае, на той копии, что мне досталась. Фразочки из хроники о заварушке на Кубе типа "в каждого из пляжников попало двадцать бомб, все американские авианосцы разрушены" выводят из себя. Такие построения учителя средней школы подчеркивают красной волнистой линией. Весь этот фильм — волнистая красная линия, длиной в.... Ну какой там километраж пленки у 168-минутного фильма? Фильм, хоть и длинный, жутко стремительный и калейдоскопичный — проворонишь хоть минуту, продроздишь одну-единственную фразу — пиши пропало. Можешь дальше не смотреть — запутаешься. И это в идеале, так сказать, если перевод адекватный или, еще лучше, если знаешь язык оригинала, смотришь на нем, да еще и с визуальной подпоркой в виде титров на аглицком же языке. Но когда актеры озвучки вынуждены с подобающими интонациями произносить околесицу, состоящую из бессвязного набора слов, да еще и частенько приписываемой явно не тем персонажам. Во всяком случае, слагается такое впечатление. В общем, фабула фильма конечно улавливается. Она ничего особенного из себя не представляет. Фильм про жизнь контрразведчика, который постепенно превращается в фонатега, Во Имя Америки жертвуя семьей и своими моральными принципами. Каждая ступеньа вверх по служебной лестнице — это два пролета вниз, следуя указателю "Деградация". Еще, несмотря на словесную кашу перевода, все-таки улавливается, что актеры играют на славу. Мэтт Дэймон здесь, конечно, продолжает роль Борна, а вот Анджелина Джоли, оказывается, умеет не только в обтягивающих шортиках по джунглям гасать, — умеет, оказывается, правдоподобно выразить лицом, жестами и голосом (слава богу, интонации актеров слышны, не "задублировали") всякие нешуточные эмоции. Уильям Харт вообще спасет любой фильм, Алек Болдуин и сам Де Ниро играют полезную мебель, поэтому придираться к ним не стоит — насколько можно сыграть мебель, настолько хорошо они ее и сыграли. Лучше всего, на мой взгляд, сыграл Туртурро. Во всяком случае, больше все запомнился мне именно он. Особенно в сцене избиения советского шпиёна, который пел песенку "Пусть всегда будет солнце" (которой, кстати, на тот момент — в 1960 году — еще не существовало в природе).
В общем, не знаю... Наверное, все-таки, я не вправе как-то оценивать фильм, в который не врубился целиком и полностью из-за неадекватного перевода. На сайте imdb оценка 7 — проголосовало более пяти тысяч зрителей. Это, надо сказать, довольно высокая оценка. Пять тысяч зрителй с разных уголков мира не могут ошибацца! Поэтому все что я могу сделать в такой ситуации — это оценить не фильм "The Good Shepherd", снятого режиссером Робертом де Ниро, а фильм "Ложное искушение" на слова неизвестного автора. Ну, дам я этому ложном изложению оценку 3, ведь все равно как режиссеру Де Ниро явно еще учицца и учицца (это его второй фильм, не считая телевизионного), сценарий... В целом ничего особенного, однако явно все дело во всяких тонкостях, которые я не уловил по известной причине. Операторская работа хороша... Ну, в общем, три балла, а там посмотрим. Вернее, если что — пересмотрим. Если найдем с аглицкими звуковой дорожкой и титрами. Возможно, денировские шпиёны будут реабилитированы. (А может это по заказу ФСБ фильм так уродски перевели, чтоб выставить враждебных коллег в смешном и нелепом свете? Что ж тогда будет с фильмом Деппа про отравление майора Литвиненко?)