Режиссер:
Роже Вадим, Луи Маль, Федерико Феллини. Сценарий: Роже Вадим, Паскаль Кузен, Луи Маль, Клемент Биддл Вуд, Федерико Феллини, Бернардино Дзаппони (по мотивам рассказов Эдгара Аллана По), Операторы: Клод Ренуар, Тонино Делли Колли, Джузеппе Ротунно, Композиторы: Жан Продромидес, Диего Массон, Нино Р.
В главных ролях: Джейн Фонда, Ален Делон, Теренс Стамп. В ролях: Бриджит Бардо, Умберто Д`Орси, Питер Фонда, Джеймс Робертсон Джастис, Филипп Лемэр, Серж Маркан, Франсуаз Прево.
Интересные факты о фильме:
Тоби Даммита должен был играть Питер О'Тул. После того, как он отказался Феллини позвонил в лондонское агентство и попросил прислать в Рим двух самых декаденстких актеров, чтобы он мог выбрать. Прислали Стампа и Джеймса Фокса, Феллини выбрал Стампа.
Изначально планировалось, что фильм будут снимать Орсон Уэллс, Луис Бунюэль и Федерико Феллини. Версия для печати
Киноальманах по произведениям Эдгара Аллана По. Три эпизода – три рассказа. Что интересно, постановщики – сплошь европейские режиссеры, причем первой величины. Именно в этом альманахе, от которого я ровным счетом ничего не ждал, мне удалось обнаружить самую охуительную экранизацию Эдгара По из всех, что я видел прежде. Кстати, средний метр идеально подходит к коротким рассказам Эдгара По с их четкими и отнюдь не ветвистыми сюжетами. Эпизод "Тоби Даммит" снял Феллини, и это гораздо лучше, чем знаменитые экранизации Кормана. Правда, от По в фильме нет ровным счетом ничего, — все, что мы видим на экране, это стопроцентный Феллини, входящий к тому же в режим творческой стагнации. Впрочем, обо всем по порядку.
Эпизод I: "Метценгерштейн", режиссер Роже Вадим. Оценка:
Принцип составления большинства альманахов таков, что напоминает обед. Сперва идет салат, потом первое блюдо, потом второе и только в конце – лакомство, десерт. Роже Вадим отвечал за салат. Яство получилось пресное и скучное, — не такого мы ждали от французской кухни. Костюмная история о распутной графине с тираническими наклонностями – Фредерике Метценгерштейн, которая вдруг влюбляется в своего кузена, живущего по соседству. Этот парень увлекается охотой, лошадьми и презирает жизнь, которую ведет развязная соседка. Он сходу отвергает графиню, и та, не привыкшая к столь дерзким отказам, решает отомстить. Она подсылает людей, чтобы те подожгли его конюшню. Парень гибнет в огне, — чего Фредерика уж точно не желала и не ожидала. Вскоре на ее дворе появляется диковатый черный конь вполне адского вида, с красными ноздрями (это совпадает с моментом таинственного вандализма: с гобелена, висящего в зале замка Фредерики, вырван кусок, на котором был изображен черный конь). Приблудшее животное слушается только Фредерику. Покуда гобелен восстанавливают, она скачет на новом четвероногом друге по полям и весям, тоскует по сгоревшей зазнобе и в конце концов сама, по доброй воле, скачет прямиком в эпицентр пожара, случившегося после одной шибко буйной грозы.
Действие фильма развивается довольно вяло. В общем-то, это и не фильм, а сплошное любование. Home Video, влетевшее в копеечку. Роже Вадим любуется тем, как его обожаемая супруга Джейн Фонда уверенно держится в седле и щеголяет в диковинных средневековых костюмах (в каждом кадре — разных).
Зевнув пару раз и полюбовавшись вместе с Вадимом на молодую Фонду, мы переходим к следующему пункту.
Эпизод II: "Вильям Вилсон", режиссер Луи Маль. Оценка:
Уверенная, лаконичная режиссура, отточеная операторская работа Тонино Делли Колли (снимавшего спагетти-вестерны Леоне и философско-социальные фантазии Пазолини). Фильм сделан мастерски, довольно увлекательно, но саспенса и сюра нет и впомине. Между тем, если бы продюсерская идея реализовалась полностью, — планировалось, что три эпизода снимут Орсон Уэллс, Луис Бунюэль и Федерико Феллини, — это было бы гораздо интереснее. Особенно жаль, что в проекте отказался участвовать Бунюэль. Впрочем, и фильм Маля вполне неплох. Он значительно лучше беспредельно сновиденческой, сюрреалистической, но размазанной, как манная каша по тарелке, "Черной луны", которую Маль снимет в следующем десятилетии.
Ален Делон играет редкостного подонка по имени Вильям Вилсон, чья склонность к садизму начала проявляться с раннего детства. Сейчас Вилсону под тридцатник. Он врывается в церковь и, спотыкаясь, спешит исповедоваться, чего не делал никогда. Каждый раз, когда Вилсон на протяжении своей мерзопакостной биографии пытался сотворить какую-нибудь особо гнусную подлость, появлялся его двойник и пресекал безобразие. Последний случай навлек на Вилсона ужасный позор, — его изгнали из кавалерийского батальона, — и тогда Вилсон убил двойника. "Зря ты так, дружище, – говорит ему мертвый двойник, — теперь ты сам умрешь".
Луи Маль в своем позднем фильме "До свидания, дети" хорошо показал "детский мир", видимо, ему нравится работать с юными актерами. Сцены из детства Вилсона впечатляют в этом эпизоде более всего. Кроме того, Малю удалось затащить в проект Бриджит Бардо, поэтому ей уделяется немало внимания. Затяжная сцена карточной игры между ее персонажем и Вилсоном, больше напоминающая дуэль, сильно выбивается по хронометражу из прочих сцен.
Эпизод III: "Тоби Даммит", режиссер Федерико Феллини. Оценка: (По рассказу "Не закладывай дьяволу свою голову").
А вот и десерт. Мистическое "8,5" в цвете, Рим, залитый расплавленным золотом заката. Свободно движущаяся камера Джузеппе Ротунно, изощренный монтаж. Фильм Феллини — злая сатира на нравы шоу-бизнеса, убийственно смешной взгляд на кухню кинобизнеса, телевидение и церемонию вручения "итальянского Оскара". На экране — паноптикум безумных от собственной известности и суетливости публичных персонажей. В центре этого декадентского мира – английская кинозвезда Тоби Даммит, которая, соблазнившись гонораром в виде новенького "феррари", прибыла в Италию для съемок "католического вестерна". Теренс Стамп в роли усталого алкоголика, узревшего дьявола в виде маленькой светловосой девочки с беззвучно прыгающим белым мячом, совершенно бесподобен. Глядя на сокрушительную тоску Даммита, автоматическое фиглярство профессионального паяца, его отчаянное движение по краю ночи, приходишь к крамольной мысли: а, часом, не этот ли образ Джек Николсон копировал, играя в кубриковском "Сиянии"?
Бунюэль в "Симеоне-столпнике" вывел дьявола в образе лоли, Феллини повторил этот очевидный и броский ход. Но для того, чтобы дьявольские девочки заполонили экран, понадобилось чисто японское усердие…
Фильм фееричен (отметим также как всегда великолепную музыку Нино Рота), в нем даже есть что-то цинично-годаровское. Дискотека окончена, дальше – несколько скриншотов.