Криминальная комедия Мартина Бреста, постановщика одного из главных хитов 80-х, криминальной комедии "Полицейского из Беверли-Хиллз".
И одна из первых комедийных ролей Роберта Де Ниро, который хотел немного расслабиться после съемок "Неприкасаемых". Вообще-то он хотел сыграть в "Большом" Пенни Маршалл, но его сочли не слишком смешным и отдали роль Тому Хэнксу. В результате Де Ниро сыграл "охотника за головами" Джона Уолша, который должен доставить к пятнице беглого бухгалтера, укравшего у крупного чикагского мафиози Джимми Серрано 15 миллионов долларов. Доставить бухгалтера необходимо в Лос-Анжелес, в контору по "освобождению под залог", с которой Уолш сотрудничает. При чем тут эта контора, я, честно говоря, уже подзабыл, но суть, короче говоря, в том, что на бухгалтера претендуют сразу три конторы: частная лавочка "Освобождение под залог", преступная группировка Джимми Серрано и ФБР.
Джон Уолш (Де Ниро) – герой положительный. Бывший чикагский полицейский, который отказался, в отличие от своих корешей, "сотрудничать" с Серрано и потому вылетел с работы. Бухгалтер, как вскоре выяснится, тоже герой положительный. Что-то вроде Деточкина из "Берегись автомобиля". Причем комик Чарльз Гродин играет с той же невозмутимостью, что и Иннокентий Смоктуновский, вот только лицо у Гродина попроще – круглая такая пейзанская ряха. Кстати, изначально бухгалтера хотели сделать женщиной, и даже прочили эту роль Шер, но Брест решил сделать нормальный такой гангстерско-пацанский фильм и убрал из сюжета женщин, оставив лишь бывшую жену Уолша.
Уолшу очень нужны деньги, чтобы покончить со своим беспокойным бизнесом и, открыв кафе, превратиться в стандартного обывателя (классическая мотивация для героя криминального фильма и классическая же реакция: "ну в последний разик, ну пожалуйста, а потом я – всё!"), поэтому, даже проникшись симпатией к своей жертве, он все равно не может ее отпустить.
И вот они едут через Америку, а их преследуют гангстеры, агенты ФБР и коллега-конкурент Уолша. Мартин Брест снял приключенческое роуд-муви, с иногда остроумными диалогами и обилием ругани, которую наши переводчики, конечно, постарались завуалировать "такой-то матерью". Брест очень любит крушить автомобили, вот и в этом фильме их переколошматят немало. Много общего с "Шугарлендским экспрессом" Спилберга — роуд-муви, представленное в виде бесконечной волнительной погони; и, конечно же, со знаменитым хичкоковским "К северу через северо-запад".