В главных ролях: Иэн МакКеллен, Алан Рикман, Грета Скакки. В ролях: Дэвид Уорнер, Джон Вуд, Джеймс Фрейн, Йен Хогг, Шила Рускин.
Награды: 3 "Золотых глобуса" — лучший телефильм, лучший актер (Рикман), актер второго плана (Маккеллен). 3 "Эмми" — оператор, актер (Рикман), актриса второго плана (Скакки). Satellite Awards — лучший актер ТВ-фильма (Рикман). Screen Actors Guild Awards — лучший актер (Рикман)..
Владимир Гордеев:
Распутин – православный маг на пути духовного самосовершенствования
В рубрику "Дуплет", в компанию к "Агонии" Климова, я выбрал американский телефильм "Распутин", снятый немецким теле- и кинорежиссером Ули Эделем. Из всех западных постановок о Распутине этот байопик кажется мне наиболее адекватным.
В последнее время меня заинтересовала российская история, в частности, предреволюционный период 1910-1917 г.г. Естественно, что наибольшее внимание привлекают самые одиозные личности: император Николай Второй, его семья и ближний круг, в котором ярко выделяется фигура старца Григория Распутина. Я прочел несколько исторических исследований, художественных произведений и мемуаров, в которых высказываются на редкость разнополярные мнения о Распутине, что доказывает загадочную противоречивость этой таинственной личности.
Официальная советская точка зрения, которая отражена, например, в романе В. Пикуля "Нечистая сила", гласит, что Распутин был циником, двуличным шарлатаном, при помощи смекалки, наглости и мужицкой хитрости проникшим во дворец и занявшим место "нашего истинного и единственного Друга" — как его называла царская семья. Экспрессивный фильм Климова поддерживает эту точку зрения. Этой же точки зрения придерживается (что неудивительно) Феликс Юсупов, один из палачей Распутина. Эти два схожих взгляда, со стороны советских историков и аристократа-монархиста Юсупова, породили лишь одно забавное противоречие: Распутин для Юсупова выступает мрачным символом беспощадно-дремучих большевистских (народно-лапотных) сил, чего, естественно, советская история допустить не могла. Иначе говоря, для Юсупова Распутин был революционным "бесом" вроде тех, которых описывал Достоевский в романе "Бесы", бесом с приставкой "макро", учитывая его авторитетность при дворе. Для советских же историков он был "бесом" с приставкой "мрако", — мракобесом.
В корне противоположная точка зрения высказывается в труде свердловского националиста Олега Платонова "Жизнь за царя. Правда о Распутине". В предисловии к книге православный священник Дмитрий Дудко просит читателя "отбросить скептицизм и проявить побольше доверия". Уже одно это предисловие заставляет читателя мобилизовать весь свой скептицизм. Канонизация Русской Православной церковью страстотерпца Николая Второго недвусмысленно намекает на то, что сейчас, за компанию, будут обелять и его лучшего друга. Именно это и происходит в научном труде Платонова. Григорий Ефимыч предстает благообразным мужчиной, не пьющим вина, не лапающим женщин, творящим чудеса и несущим в свет сплошную радость. Этот благостный взгляд на личность Распутина вступает в противоречие даже с бесхитростными мемуарами Матрёны Распутиной, родной дочери Григория Ефимыча. Однако Платонов выборочно использует имеющиеся в наличии документы и, главное, обильно пользуется "словом подсудимого", цитируя две книги Распутина, оставленные человечеству в наследство: "Житие опытною странника" и "Мои мысли и размышления". Как и полагается подлинному любителю теорий заговоров, Платонов обвиняет во всех бедах Государства Российского не Распутина (что делал Юсупов), а жидомасонство.
Ули Эдель и сценарист Питер Прют, работая над биографией Распутина, выбирают "золотую середину".
Все источники, включая также мемуары личного секретаря Распутина – хитрого еврея Арона Симановича, сходятся по-крайней мере в том, что Григорий Ефимыч был простым деревенским мужиком, много странствующим и обладающим гипнотической силой. Ясно, Распутин был ярким индивидуалистом, которого сейчас назвали бы "self made man". Именно из этого исходит Эдель. Его Распутин – "маг", находящийся на пути духовного самосовершенствования, богоискатель-индивидуалист, идущий не в ногу с православием, но где-то рядом с ним, то отставая на шаг, то опережая, то скатываясь на обочину. Своеобразие духовной борьбы Распутина, в частности, заключалось в том, что он не избегал греха, а, напротив, впускал его в себя, чтобы впоследствии победить и испытать радость покаяния.
Еще один факт остается неиспоримым: Распутин благотворно влиял на царевича Алексея, больного гемофилией. Можно ли обвинять Распутина в развале самодержавия? Нет, самодержавие может быть уничтожено только самодержавием. Хорошую службу краху монархию сослужили непомерные амбиции Николая Второго, слабо подкрепленные способностями. Жажда власти намертво прикрепила Николая к больному сыну-наследнику и лишила остатков здравого смысла. Амбициозный юродивый (Распутин) стакнулся с амбициозной бездарностью (Николаем Вторым и его женой Аликс), породив беспомощный, трагический союз. Вместе, не расцепляя объятий, они и рухнули в бездну.
Повествование в фильме ведется от лица мертвого царевича. Подобный сценарный ход кажется сомнительным, ведь получается, что маленький мальчик был в курсе пикантных похождений и буйств отца Григория. Это, конечно, нелепость, но режиссеру, видимо, очень хотелось растрогать зрителя. Алан Рикман, играя Распутина, уступает Алексею Петренко в выразительности, впрочем, мне Рикман никогда особо не нравился. "Агония" — фильм гораздо более мощный и эмоциональный, но ясно так же и то, что Эделя сковывал по рукам и ногам телевизионный формат. В любом случае, это заслуживающая интереса работа. Приятно и то, что съемки проводились на натуре – в Санкт-Петербурге.