Режиссер:
Терри Гиллиам. Сценарий: Терри Гиллиам, Том Стоппард, Чарльз МакКоуэн, Оператор: Роджер Прэтт, Композитор: Майкл Камен.
В главных ролях: Джонатан Прайс, Ким Грейст. В ролях: Роберт Де Ниро, Йен Холм, Кэтрин Хелмонд, Майкл Пэлин, Боб Хоскинс, Иэн Ричардсон, Питер Воэн.
Награды: BAFTA — лучший художник, лучшие визуальные эффекты. "Хьюго" — лучший драматический фильм в жанре фантастики. British Film Institute Awards — Приз за технические достижения. Boston Society of Film Critics Awards — лучший актер второго плана (И.Холм). Los Angeles Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер, сценарий..
Интересные факты о фильме:
Терри Гиллиам объездил c "Бразилией" 80 стран и в каждой ему говорили примерно одну и ту же фразу: "Знаете, а в вашем фильме есть частичка и нашей страны".
Музыкальным лейтмотивом стала песня Ари Барросо "Aquarela do Brazil", записанная в 1939 году.
На роль Джилл претендовали восемь видных кандидаток: Джеми Ли Кертис, Ребекка де Морней, Рэй Дон Чонг, Джоанна Пакула, Розанна Аркетт, Келли Макгиллис, Эллен Баркин и Мадонна. Фавориткой считалась Эллен Баркин. В итоге Гиллиам выбрал Ким Грейст, но разочаровался в ней, и многие сцены с ее участием просто вырезал.
Камео Терри Гиллиама: курильщик в башне Шангри-Ла, на которого натыкается Сэм.
Самурай в фильме — знак признательности Гиллама Акире Куросаве :)
Изначальное название фильма: "1984 1/2" (на самом деле, видимо, Гиллиаму было абсолютно плевать на то, как фильм будет называться).Версия для печати
С начала 70-х до середины 80-х шедевры фантастического кино рождались безостановочно: "Заводной апельсин", "Солярис", "Звездные войны", "Сталкер", "Чужой", "Бегущий по лезвию" — все эти фильмы что-то определенно нам дали. В этом славному ряду находится и шедевр Терри Гиллиама "Бразилия", сделанный подобно "Бегущему" в стиле ретро. Раз в десятый его пересматриваю и не устаю поражаться его органичности, – притом что собран он из разнородных элементов, то есть, по умолчанию обязан был быть эклектичным.
В этом фильме Джордж Оруэлл, как любят говорить, встречается с Францом Кафкой, а черный юмор Монти Пайтона странным образом пересекается с классической голливудской лав-стори в героико-приключенческом ключе ("Касабланка" и другие фильмы, где сторонний наблюдатель становится способен на подвиги ради любви). Кроме того, в фильм вплетены элементы фэнтези, театра абсурда и вообще он, этот фильм, до ужаса постмодернистский, что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что Терри Гиллиам работал над сценарием в соавторстве с Томом Стоппардом.
От Джорджа Оруэлла в фильм перекочевал гнетущий дух тоталитарного государства: люди, обитающие в кинопространстве Гиллиама, не имеют права на личную жизнь. Например, работники коммунальных служб могут запросто войти в квартиру без ведома хозяина, чтобы сделать там ремонт. В этом мире государство не совершает ошибок просто потому, что ошибки "затираются". Джилл – девушка мечты Сэма, героя фильма (она снилась ему по ночам, но оказалось, что существует и в действительности), развивает бурную деятельность, чтобы исправить одну такую ошибку или хотя бы ее последствия. Следовательно, она должна быть уничтожена.
От Франца Кафки в фильм перекочевал гнетущий дух бюрократического государства. Множественные коридоры, множественные бумаги, одинаковые клерки, корпоративность, невозможность созидательной деятельности без соответствующего разрешения. "Террорист"-сантехник Таттл, герой Роберта де Ниро, в финале фильма погибнет от бумаг: летающие над городом разрозненные листки различных досье облепят его с головы до ног. Сэм бросится раскапывать его, но под бумагами найдет лишь пустоту. Живого человека не существует, а существует лишь бумага: скажем, паспорт, свидетельство о рождении, трудовая книжка и досье в архивах спецслужб.
Интересно, что в своих кошмарных снах Сэм (принимающий, кстати, облик Икара, вооруженного мечом) сражается с гигантским корпоративным монстром – самураем-магом, чье лицо спрятано под маской.
Фильм Гиллиама трижды сновиденческий: мы видим альтернативный мир (действие происходит "где-то в XX веке"); фэнтезийные грезы Сэма, наполненные небесным светом и земною тьмой; и, наконец, в сногсшибательном финале мы погружаемся в искаженный безумием внутренний мир Сэма, где нарушены законы пространства и времени, а его мать превращается в Джилл (какой тонкий психологический нюанс!)…
Отдельно хочется упомянуть пятисекундную пародию на знаменитую эйзенштейновскую сцену с одесской лестницей: в фильме Гиллиама место детской коляски занимает громадный пылесос. Это выглядит настолько нелепо в драматической сцене погони, что заставляет буквально согнуться от хохота.