В главной женской роли должна была сняться Эми Адамс, но она отказалась. Другой кандидатурой стала Мэгги Джилленхал, но и она передумала.Версия для печати
Начиная приблизительно с "эпохи застоя", в Советском Союзе ежегодно сходила с киноконвейера череда однотипных, шаблонных и, как следствие, слабо волнующих зрителя фильмов, одной из отличительных черт которых было отсутствие четко выраженной жанровой принадлежности. Строго говоря, таких конвейеров было два. С одного конвейера сходили так называемые "киноповести", с другого – "производственные фильмы" (иногда, впрочем, и там и там попадались жемчужины). Подобная тенденция наблюдается нынче в Голливуде. Есть такой особый сорт голливудского кино: недокомедия, недопсихологическая драма, недомелодрама. И даже не трагикомедия, и даже не социальное кино при всей размытости формулировки. Так, всего понемножку. "Киноповесть", одним словом. Типичный пример такого бытового кино: "Мне бы в небо". Помимо Рейтмана-младшего, снявшего "Мне бы в небо" и "Джуно" (жемчужино!), в создание данного конвейерного производства вложился Джуд Апатоу. Кинофильм "Гринберг" – продюсерский проект Дженнифер Джейсон Ли (она же – соавтор сценария, она же – исполнитель эпизодической роли) – в полной мере относится к этому сорту.
За маленькие деньги в фильме снялся суперзвезда Бен Стиллер, пожелавший в очередной раз почувствовать себя драматическим актером. По правде говоря, фильм вполне можно было бы назвать артхаусным, если бы не голливудская отточенная заурядность – или заурядная отточенность – способа подачи материала, то есть, "формы".
И все-таки этот бюджетный фильм выглядит достаточно откровенным (например, в "Гринберге" зрителю предоставляется редкая возможность увидеть, как знаменитый комик Бен Стиллер делает куннилингус), а главное, достоверным.
Стиллер играет 40-летнего чувака, Роджера Гринберга, который не только не повзрослел, но и не обрел себя. Он разочаровался в себе, но не готов себе в этом признаться. Он блуждает в потемках, в своем прошлом, тогда как весь мир, в том числе его друзья, изменились. История начинается с того, что Роджер выходит из психушки, где проходил реабилитацию после нервного срыва. Его брат, "успешный бизнесмен" (как любят писать заурядные бумагомаратели из глянцевых журналов), вместе со своей семьей отбыл во Вьетнам – по работе и на отдых. На это время брат пригласил Роджера погостить в своем доме, "сделать конуру для собаки". За домом и псом приглядывает также домработница, двадцатипятилетняя Флорис, тоже, конечно, неудачница. Гринберг – взвинчен, нервозен. "Я могу для вас что-нибудь купить", — говорит ему Флорис во время знакомства. – "Просто напишите мне". Гринберг пишет: "Виски, сэндвичи с мороженым". Он – бывший "подающий надежды" музыкант, но теперь вместо музыки пишет, забавы ради, обращения, требования и кляузы в разные общественные инстанции и политикам. Некоторые из них печатают, чем он гордится. Гринберг без труда вписывается в огромную, пьяную, накуренную и теоретически чуждую ему компанию приятелей своей племянницы-студентки (у самого Гринберга, разумеется, детей нет) – невозможно представить, чтобы что-нибудь подобное мог совершить его брат, твердо выбравший свой путь, твердо вставший на него обеими ногами и на нем забронзовевший... И так далее.
Конечно же, авторы фильма, пусть и в самом конце фильма, нехотя следуя канонам недожанра,в последние три минуты дадут своему герою шанс стать относительно социофапельным, и герой их фильма, разумеется, воспользуется своим "последним шансом".
Точность психологических портретов и ситуаций завораживает, но в целом фильм кажется скучноватым, ибо лишен подлинного полета мысли и эксцентрики, какой-то особой постановочной фантазии, – потому что в первую очередь это хоть и качественное, но шаблонное голливудское кино.