Режиссер:
Жером Буавэн. Сценарий: Жером Буавэн, Жак Одиар по роману Филипа К. Дика, Оператор: Жан-Клод Ларьё, Монтаж: Анн Лафарж, Художник: Доминик Малере, Композитор: Юге Ле Бар, Продюсер: Патрик Годо.
В главных ролях: Ипполит Жирардо, Анн Броше, Ришар Боринже. В ролях: Консуэло Де Авилан, Рено Данэ, Натали Бутефо, Луиза-Лаура Мариани, Жильян Санки, Камилла Женте, Шарль-Эли Руар, Берти Кортес, Эль Кебир и др.
В своем обзоре про фантастику, фантастику и фантастику (рекомендуется прочесть общие положения, чтобы понять, о чем здесь говорится) я не упомянул в качестве ярчайшего примера Фантастики Три (то есть жанра, в котором люди думают не по-людски) "Исповедь недоумка" Филипа Киндреда Дика. Не упомянул, потому что к тому времени не читал, хотя мне его и рекомендовал друг Чижов; не прочел и к сегодняшнему дню, зато посмотрел экранизацию.
"Традиционный" Филип Дик, кажется, достаточно нетрадиционен: он относится не к какому-нибудь чистому жанру, а к смеси Фантастики Два (Говнофантастики) и Фантастики Три. Поправьте меня, если я не прав, но Дик, как правило, фокусируется на поведении и образе мышления нормальных людей, оказавшихся в ненормальных обстоятельствах. При этом ненормальные обстоятельства вокруг этих людей настолько тотальны — то есть меняют окружающий человека мир настолько целиком — что в этом изменившемся мире человек с нормальным человеческим мышлением воспринимается уже как ненормальный. Поэтому поведение, по формальным признакам относящееся к Фантастике Два (психология всех персонажей человеческая), неформально можно отнести и к Фантастике Три (человеческая психология не подходит к тому миру, что выстраивает Филип Дик). Мне кажется, такая ситуация (тотальное изменение мира) характерна для состояния человеческого разума после приема некоторых наркотиков, и талантливое выстраивание такого мира говорит о том, что либо Филип Дик принимал эти препараты и был просто талантливым писателем, либо он их не принимал и был гением.
Я могу привести серьезный довод в пользу первой возможности, и вот он: дело в скуке. Читать Филипа Дика иногда скучно дико (может быть, дело в переводе, конечно): построен отличный мир, задана загадка, во всем чувствуется, без преувеличения, божественное или дьявольское откровение; однако между вдохновенными отрезками размазана протоплазма событий и диалогов, чтобы объяснить их. Получается многословно и не всегда убедительно. Так часто бывает, когда пытаешься объяснить чувственный опыт рациональными средствами: сон, галлюцинацию, божественное откровение. Поэтому так сложно сделать большой связный текст по мотивам такого опыта, об этом я немного писал, объясняя, почему "Мой Виннипег" Гая Мэддина — его лучший фильм. Повествование Дика (то есть Фила) часто провисает именно потому, что он пытается рационально описать свои приходы; если бы вселенная у него была естественной, в силу его гениальности, то не было бы таких провисаний, все было бы еще проще и логичнее. Мне так кажется).
Роман же, по которому снят этот фильм, относится к "нетрадиционному" Филиппу Дику и не считается фантастикой. Очевидно скорее, что это не Фантастика Два. Столь же очевидно, что это Фантастика Три. Один из главных героев романа носит круглые очки, очень умен, очень сообразителен, очень много знает и ведет картотеку всех событий и новых слов, которые узнает. Если бы ему было семь лет, его бы считали вундеркиндом; проблема в том, что ему больше двадцати. Его сознание определенно не совсем людское, как и сознание его сестры, которая хотя и добивается всего, что хочет, но не от мира сего. Филип Дик написал не про необычный мир, а про людей с необычными головами, по отношению к которым наш мир является необычным. Тот же самый Филип Дик, которого мы все знаем, только сдвиг на сей раз происходит (заранее произошел) не снаружи героев, а внутри. В случае этого романа очевидно, что он относится к Фантастике Три; люди живут в искривленном мире и у Кафки, и у Гоголя, только их произведения мне почему-то уже сложнее с такой определенностью отнести к Фантастике Три. Не знаю, в чем тут дело, кажется, у меня проблема.
Я с такой уверенностью говорю про этот роман, хотя не читал его, потому, что по некоторым признакам экранизация мне кажется адекватной оригиналу. Я, как бы это сказать, узнаю в фильме старину Фила. Посмотреть фильм занимает явно меньше времени, чем прочесть книгу, поэтому в нем нет скуки, о которой я писал двумя абзацами выше. Вполне возможно, скуки нет и в книге; вполне возможно, Дик описывал свой внутренний мир, а не наркотические приходы, от этого роман (вполне возможно) обрел цельность.
Один из сценаристов — Жак Одьяр, нашумевший в пошлом году в Каннах со своим "Пророком". Кому как не французам, кстати, снимать про экзистенциальную тоску бессмысленного существования. Оказывается, он еще и сценарист "Профессионала" с Бельмондо, т.е. вообще он крутой, старина Жак. Сыграли здесь какие-то не очень известные актеры, вообще мало кто этот фильм смотрел, но он, несомненно, маст си для всех, кто ценит старину Фила, даже не самого Фила, а сдвиг в восприятии, характерный для Фантастики Три (вот только что вспомнил еще один ее яркий пример — "Москва-Петушки"). Возвращаясь к малоизвестным актерам, тут играет Анн Броше, вери секси, я думаю, что ни в одном фильме у нее так больше не получилось — надо ж было иметь уникальное сочетание возраста, сценического образа, физической формы и самоощущения. Несколько раз все может сойтись вместе только у великих актрис типа Мэрилин Монро. Гораздо чаще все сходится только раз за карьеру — вот как у Кэтрин Кинер в "Быть Джоном Малковичем", например.
Да вообще все здорово играют, чего уж там. Все главные актеры, в смысле, и некоторые даже второстепенные. Большая кастинговая удача.
Портит фильм некоторая чрезмерная комедийность, приуменьшающая глубину персонажей. Трагизм чувствуется только у одного человека, и то не все время. А это же все-таки довольно грустная история. Фильм почему-то кажется американским.