Режиссер:
Роберт Маллиган. Сценарий: Хортон Фут (по одноименному роману Харпер Ли), Оператор: Рассел Харлан, Композитор: Элмер Бернстайн, Продюсер: Алан Дж.Пакула.
В главных ролях: Грегори Пек, Филип Элфорд, Мэри Бэдэм. В ролях: Джон Менья, Фрэнк Овертон, Брок Петерс, Розмари Мерфи, Рут Уайт, Роберт Дюваль, Ричард Хейл.
Награды: 3 "Оскара" — лучший актер (Г.Пек), лучший адаптированный сценарий, лучший художник-декоратор (черно-белый цвет). МКФ в Каннах — приз Гари Купера Роберту Маллигану. David di Donatello Awards — лучший иностранный актер (Г.Пек). Золотой глобус — лучший фильм (драма), лучший композитор, специальный приз "за лучший фильм, налаживающий международное взаимопонимание". Laurel Awards — лучший фильм. National Film Preservation Board, USA PGA Golden Laurel Awards — Алан Дж.Пакула попал в "холл славы". Гильдия сценаристов Америки — лучший сценарий для американской драмы..
Интересные факты о фильме:
Прототипом Дилла стал друг детства Харпер Ли Трумэн Капоте.
Первоначальной кандидатурой на роль Аттикуса Финча был актер Рок Хадсон.
Интерьер здания суда является точной копией интерьера здания суда из родного городка Харпера Ли, Монревилля (штат Алабама). Фотографы со студии "Юниверсал" специально ездили туда перед съемками.
Филипп Элфорд, сыгравший Джима, не хотел идти пробоваться на роль. И лишь после того, как его мать сказала, что в таком случае он на законных основаниях сможет прогулять школу, он согласился.
Грегори Пек считает роль Аттикуса своей лучшей работой.
Во время одной из начальных сцен Харпер Ли посетила съемочную площадку. Возвращения Аттикуса Финча домой вызвала у Харпер Ли слезы — настолько Грегори Пек был похож на ее отца. Кстати, "Финч" — это второе имя отца Ли.
Фильм занимает второе место в рейтинге "наиболее выдающихся фильмов всех времен", составленном Американским киноинститутом в 2006 году.Версия для печати
Хочется снять шляпу и низко поклониться перед Робертом Маллиганом, которому удалось невозможное: приподнять тяжелый и пыльный полог, отделяющий мировоззрение взрослого человека от свежего, волнующего, быстрого восприятия детей, их непосредственного взгляда на окружающий мир. Широкоформатная черно-белая экранизация романа Харпер Ли очаровывает с первых же кадров. Что может быть естественнее детских детективных игр в "таинственный дом" по-соседству, где живет "Страшилище", которого, впрочем, дети не видели, но не оставляют попыток все-таки увидеть, а главное, беспрекословно верят, что он существует? Эта вера в существование чего-то ужасного, почти что сверхъестественного, достигается какой-то удивительной потребностью верить. Эта вера строится за счет личного убеждения и убеждений своих товарищей. Может быть, это вообще в жизни человека первая и самая сильная, страстная вера.
События фильма происходят в захолустном южноамериканском городке времен Великой депрессии. Двое детей местного юриста Аттикуса Финча, Джим и его младшая, очень подвижная сестра по прозвищу Глазастик, а также их приятель Дилл играют в "шпионские" игры: следят за домом напротив, где, как они знают, живет в сумраке комнат некое "страшилище", которое никогда не выходит наружу.
Действие фильма охватывает полтора года, и все это время Аттикус Финч принимает, как адвокат, участие в деле Тома Робинсона, негра, обвиненного в изнасиловании белой женщины.
Затянувшийся судебный процесс служит неким катализатором, при помощи которого Джим расстается с детством и входит во взрослую жизнь. Несправедливое обвинение, юридические нарушения, предвзятость присяжных, косность и дремучесть жителей городка, угрюмый расизм, человеческая жестокость — со всем этим придется столкнуться и Джиму, и Глазастику. И Джим понимает, что страшилище — это не тот, кто живет в доме по соседству. Подлинным "страшилищем" является общество, в которое ему, после окончания учебы, предстоит влиться. И не просто влиться, а либо слиться с ним в "едином экстазе", либо быть как его отец Аттикус Финч — камнем посреди мутного потока. И если таких камней будет много, то грязь и муть можно будет остановить. Интересно, что Глазастик чувствует то же самое, но неосознанно, какими-то порывами. Таким образом, в фильме абсолютно четко и категорично показана жизненная необходимость наличия отца в семье. Тем более такого, как Аттикус Финч — человек с железной выдержкой, глубоко порядочный, с трезвым умом, любящий людей не только чувством, но и разумом.
Мне кажется, что этот умный, бесконечно трогательный, нравственно-возвышенный фильм просто обязателен к семейному просмотру.
Роль Аттикуса исполнил Грегори Пек, и даже если бы он больше не снялся ни в одном фильме (а снялся он во множестве фильмов), то одной этой ролью он застолбил себе место в галерее славы, создав запоминающийся и невероятно яркий кинообраз. В роли "страшилища", чье значение трудно переоценить как с точки зрения сюжета, так и смысловой нагрузки фильма, дебютировал Роберт Дюваль, и хотя он появляется лишь в финале, его блаженный, не от мира сего взгляд, скрюченные плечи, безвольно опущенные руки, которые только пять минут назад засадили кухонный нож между ребер подонка, также запоминаются надолго.