В главных ролях: Гарри Хэмлин, Лоуренс Оливье, Клер Блум. В ролях: Мэгги Смит, Урсула Андресс, Джек Гвиллим, Сьюзен Флитвуд, Пэт Роуч, Берджес Мередит.
Награды: Академия НФ, фэнтези и хоррора — лучший актер второго плана (Б.Мередит). Young Artist Awards — лучший детский фильм..
Интересные факты о фильме:
По сценарию Персей отрубает Медузе голову, швырнув в нее щитом, но Гарри Хэмлин, сыгравший Персея, убедил продюсеров, что меч — лучше, так как это более соответствует мифической "действительности".
Последний фильм, для которого делал спецэффекты Рэй Харрихаузен.
Сценаристка фильма, Беверли Крест, изучала в универе мифологию.
Съемки закончились в 1979 году.
Харрихаузен наделил Цербера только двумя головами, поскольку на третью уже не хватало времени.Версия для печати
Наконец-то эти два урода отвалили от магазина, и я смог пересмотреть старую "Битву титанов".
Рассуждения об этом фильме, если они вообще возможны, сводятся к одному: к поиску принципиальных отличий между оригиналом и римейком Летерье. Но и тут все понятно: поскольку сюжет фэнтезиен, то дело упирается в технические детали… Думаю, ясно, кто проиграл в этой "битве титанов".
"Битва титанов" 1981 года стал последним фильмом для мастера по спецэффектам Рэя Харрихаузена (вспомним бесконечных "Синдбадов"). Конечно, в целом он выглядит архаично, хотя сцена с Медузой впечатляет до сих. Интересно, что и у Летерье поединок с Медузой был самой запоминающейся сценой. Есть что-то невыразимо привлекательное в образе Медузы Горгоны. В современном сознании образ горгоны преломляется. Мы видим в ней не очередную жертву гнева олимпийских богов, а боевой вариант Лилит – первой женщины на земле, самой ранней жены Адама, женщины-змеи. Красавица Афина мстительно нахлобучила на башку другой красавице, Медузе, живую гидру, но я усматриваю здесь нечто иное: самокопирование, самовоспроизводство Медузы: она произрастает из самой себя, ее череп усеян змеями, живыми недоразвитыми копиями ее самой. Довершает этот дикий образ лук и колчан со стрелами, которые выглядят инородно от того, что могут быть созданы и руками людей. Медуза Горгона жалит волосами, стреляет из лука, но самый грозный вид оружия – взгляд, обращающий в камень. Для этого, впрочем, ей надо установить зрительный контакт с жертвой. Медуза Горгона – это женщина, которая стреляет глазками и разит наповал. За свои грехи это чудовище вечно обретается в аду (в связи с этим, возникает вопрос: как вообще человек, наткнувшийся на Медузу, в принципе может умереть? Он ведь уже и так в аду)! Персей, вступив с ней в схватку, сражается как бы с "темной стороной" женской сути, побеждает. Ему удается перехитрить женщину! И он забирает ее смертельную силу.
Летерье и художник Аарон Смит в "Битве титанов" 2010 году сделали свою Медузу красоткой, — наверняка порочной. Рэй Харрихаузен брезгливо превратил Медузу в совершенное чудовище.
Поскольку оба фильма – как бы детские, их авторы пренебрегли впечатляющей концовкой этой мифической битвы, описанной Овидием, хотя такая концовка, несомненно, украсила бы фантастическое побоище в аду. Вместе с кровищей, хлынувшей из шеи, выходят ее дети – сторукий великан и, собственно, конь Пегас. Оказывается, Медуза Горгона была беременна от Посейдона. Персей убил беременную женщину и расчленил ее труп.
Сторилайн в оригинальном фильме сложнее, чем у римейка (и это неудивительно, — нынче курс взят на упрощение, и путь еще не закончен. Наверняка ведь можно придумать что-нибудь примитивней сюжета "Трансформеров"?)
Грубо говоря, если в новом фильме Кракен доебался лишь до одного города – Аргоса, то в фильме Десмонда Дэвида олимпийские боги вытаскивают "последнего титана" со дна морского по любому поводу. Интриги на Олимпе крутятся вокруг детей, прижитых с людьми. Сразу видно, что сценарий писала женщина. Если в фильме Летерье царь Акрисий, сбросивший в море Данаю с Персеем, наделен "ортодоксальной" мотивацией, такой, какая озвучена в мифах (пророчество гласит, что сын Данаи убьет Акрисия), то у Беверли Кросс Акрисий бросает свою дочь Данаю в море за "аморалку". Зевс в исполнении Лоуренса Оливье предстает забавным в своей лютости патриархом. Он решает наказать оборзевшего Акрисия, совершившего сей богонеугодный проступок. А заодно он решает наказать и весь народ. Зевс приказывает Посейдону разбудить Кракена и разрушить Аргос (пять минут эффектных сцен). Даная и Персей живут на острове Серифос. Даная говорит Персею, что ему предназначено возродить родной город. Ну не идиотизм ли? Зачем, спрашивается, Зевсу было разрушать Аргос и тем самым обламывать родного сына?.. Одна из богинь перетаскивает повзрослевшего Персея в другой город за то, что Зевс превратил ее сына в чудовище. Зевс узнал о происшествии, но как-то вяло среагировал. Он не заставил богиню перенести Персея обратно на Сефирос, хотя мог принудить ее перенести Персея сразу на руины Аргоса. Зевс распоряжается выдать герою шлем, меч и щит, а дальше, мол, пускай выкручивается сам…
Сюжет развивается несколько хаотично, но общая мысль ясна: люди, совершающие кретинские поступки, – всего лишь пешки в руках богов, совершающих не менее кретинские поступки. Единственное адекватное существо при таком раскладе – герой, сын бога и человека. Он занят тем, что гнобит хтонических тварей и несколько снижает степень зависимости людей от божественных шалостей и безумств. Мир станет скучнее, но в то же время – спокойнее.