“Новый британский хоррор” вырулил в этом году на очередной виток своей эволюции. Сразу три звезды этого жанра выпустили в прокат фильмы про “темное средневековье”, где хрестоматийную антитезу семидесятников “городские против быдла” бодро сдали в утиль, заменив её на более актуальную и современную формулу “правоверные против иноверцев”. Сначала Майкл Бассет создал почти с нуля образ “Соломона Кейна”, потом Нил Маршалл выковал из Фассбендера “Центуриона”. И вот теперь до нас докатился Кристофер Смит и его мощнейшая телега про “Черную смерть”. Бритты, респект вам и уважуха!
На первый взгляд, может показаться, что подобное тройное комбо – это возвращение неиссякаемого интереса к небритым мужикам с мечами. Да вот хуй. Большими буквами — Синдром 11-го Сентября, и никак не иначе. К тому же, на уровне смены базовых жанровых шаблонов.
Еще не забыли, современный западный хоррор возник где-то в семидесятых и очень четко сформировал свои задачи. Есть “мы”, а есть “они”. “Мы” – городские, образованные, с хорошим достатком. “Они” – быдло и реднеки: спят в хлевах, ебут своих дочерей, а нас, городских жрут на завтрак, обед и ужин. Быдло, хуле.
Почему “быдло”? Потому что лузеры и неудачники, которые не смогли найти для себя место на социальной лестнице. Джейсон Вурхис – лузер. Майкл Майерс – лузер. Фредди Крюгер – лузер. Униженные и оскорбленные, инвалиды с рождения.
Но к концу нулевых вдруг стало понятно, что с любым гопником и умственным калекой можно… блядь, договориться. Вы слушаете с ним одну музыку, пьете одно и то же пиво, смотрите один и тот же говноящик. Вы – соседи. Да-да, соседи. Дети одной системы. “Пацаны, вы чё, я такое же быдло как и вы?!” И они поверят.
Но есть иноверцы и инородцы. Про какой говноящик ты будешь говорить, когда встретишь на улице пятерых кавказцев с ножами? Чьего бога ты станешь вспоминать, если захочешь выжить? И на каком языке? Они – совершенно чужие, у них своя система ценностей и аргументов, свои понятия о добре и зле. Тараканы из Девятого района зачастую ближе и понятнее, чем таджики с соседней стройки.
Об этом писал еще дядя Лавкрафт, а он знал толк в Настоящем Космическом Ужасе.
“Кошмар в Ред-Хуке”, помните?
Снимать про это фильмы прямым текстом или на легком эзоповском – нельзя. Получится либо социальная заказуха, либо фашистская паранойя, которую, невзирая на все жанровые достоинства, заплюют и задавят сапогами.
Но зато можно снять “Черную Смерть”, “Соломона Кейна” или еще одного “Плетеного человека”.
Посмотрите, кстати, еще разок на “Плетеного”. Как чудовищно изменилось отношение к его теме за последние 40 лет. Тогда, в 1971 году, было модно называть себя кем угодно, но только не христианином – буддистом, муслимом или викканом. Прошли годы, и постаревшие хиппи осознали, что для буддистов, муслимов и виккан (настоящих виккан) они такие же гои, как и для друзей из Хайфы.
И антивирус здесь уже не поможет. Нужно переставлять систему или менять железо. Но куда проще выкинуть весь компьютер.